Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Области Дуата

Концепция семиричного строения каузальной сферы является общей для многих мифологий и культур. Семь уровней Иркаллы Шумерского мифа, Семь Арит и Врат Дуата – Египетского, Семь лок Индуистского, «Семь кругов Ада» и «Семь небес» иудео-христианского однотипно описывают эту сферу как уровень проявления Семи Вторичных Причинностей. Первые такие описания можно найти в  шумерском мифе о нисхождении Инанны в подземный мир, записанном как минимум при III династии Ура (2111 г. до н.э.), а сходные Тексты Саркофагов с книгой двух путей Дуата известны с периода Среднего царства (2034–1785 гг. до н.э.).

Другими словами, визионерский и духовно-мистический опыт представителей совершенно разных культур, времен и Традиций сходится на том, что потенциальное пространство Промежутка организовано по гептархическому принципу.

Может показаться, что несколько особняком стоят буддистские представления о Божествах Шитро, в основе структуры которых лежит восьмичастная архитектура мандалы, однако на самом деле отличие состоит только в точке зрения: согласно буддистской концепции анатмана, сознание рассматривается как общее пространство, структурируемое мандалами Просветлённых матриц, а потому в нем и не ищут «единичный» центр восприятия, описывая с позиции базового принципа проявления – квадриполярного кватернера.

В то же время, древнеегипетская точка зрения выделяет «наблюдателя» как особую единицу, вокруг которой и выстраивается описание каузального пространства. Поскольку это пространство воспринимается как поле потенций, понятно, что само по себе оно «отделено» от наблюдателя, и если вместе с ним оно и составляет все ту же октоаду – квадриполярный кватернер, то, будучи рассмотрено «само по себе» оказывается септенером. Сказанное хорошо иллюстрируется египетским мифом об убийстве и расчленении Осириса Сетом: тело Бога Жизни было разрезано на 16 фрагментов, из которых затем Исида нашла (и захоронила) 14, а два (гениталии) – так и остались потерянными (и потому требовавшими замены). Поскольку «Потусторонняя» реальность – Дуат – это, фактически, и есть Тело Осириса, неудивительно, что в нем выделяли 14 областей – Аатов, а роль «оплодотворяющего начала» выполняет периодически «спускающаяся» туда Солнечная Барка с Богом Неба на борту.

В целом, число 7 часто встречается в этом контексте – в древнеегипетской Книге Мертвых (глава 144) и текстах Саркофагов (книга Двух Путей) упоминаются семь пристанищ (Арит), каждая с вратами, стражами, привратниками и вестниками. Ра имеет семь Ба (для каждой из этих сфер) и 14 Ка, перед Осирисом находятся семь богов, у богини Хатхор семь имен (тел). 14 Ка бога Ра (как и, по-видимому, Осириса) и 14 Аатов возникают как «двойная семерка», поскольку Оплодотворяющая активность Неба имеет два проявления – «дневную» и «ночную», а потому, семь областей дня и ночи вместе дают 14 реальностей.

При этом данные области представляют собой совершенно четкие, отдельные каузальные слои, причинные активности, отделенные друг от друга особыми Гранями – Вратами, преодоление которых требует особых знаний и усилий.

В текстах саркофагов говорится, что души умерших путешествуют к барке Ра, и как препятствия на их пути возникают особые Врата. Мы обсуждали, что каждые врата представлены Привратником, стражем и вестником, и душам умерших для благополучного прохождения следует знать их имена (которые не менялись от текстов саркофагов до Птомелейского периода), а также короткие воззвания — заклинания. В иллюстрированных папирусах Нового Царства часто изображены двери этих семи залов, на каждом из которых написано соответствующее число. Как описывают источники, «Ааты запечатаны как семь запечатанных камер», а святилище Осириса при храме в Дендере имело 7 дверей. Соответственно, неудивительно, что Тексты саркофагов говорят о семи защищающих Ра змеях – уреях, «Туринский папирус» упоминает «Семь дочерей Ра, которые стоят и плачут, и связывают семь узлов в своих семи одеждах», и «Семь Соколов, которые стоят перед баркой Ра», а «Книга выхода» перечисляет семь Защитников усопшего (Ипсет, Хапи, Дуамутеф, Кебехсенуф, Хербакеф, Мааитеф и Гор-Хентирти).

Как мы уже отмечали, вопреки часто встречающемуся мнению, Традиция указывает, что семь сфер Промежутка возникают не как выражения семи «планетарных» принципов, а, напротив, Вторичные причинности проявляются как отражения Семи потенциальных пространств. Другими словами, гептада «эонических» потенций межмирья в проявленном мире выражается в виде семи планетарных сил.

Обратим внимание, что 14 аатов Инобытия могут быть рассмотрены одновременно как «физическая» и «семантическая» реальность. С одной стороны, «с точки зрения Осириса«, такое деление описывает весь Промежуток, но с другой — «с точки зрения частного ка» — является картой, поскольку, проходя одну из областей Дуата — так называемое «Поле Холмов«, сознание как бы проходит и весь Дуат, причем каждый «холм» (или «Высокая гора») является своего рода «представительством» соответствующего аата, точно так же, как «всплывающие» на «Дороге Пристанищ» «Убежища» являются проблесками одной из форм «Полей Тростника«.

Другими словами, поскольку потенциальное пространство Промежутка нелинейно, оно построено по принцпу «вкладок» (можно сравнить с гиперссылками веб-документа) или фракталов, так что говорить о расстояниях и переходах в нем можно с очень большой натяжкой. Такая особенность знакома и по сновидениям, где перемещение также не подчиняется «линейной» логике и архитектуре.

При этом, 14 аатов приблизительно соответствуют другому, двенадцатиричному, делению Дуата, принятому в «Амдуат» и сходных текстах, так, что к 12 «областям», «слоям» или «уровням» Царства Осириса добавляется еще «Сумарный» аат «Полей Запада», выражающий Осириса как целое и область «Полей Тростника», соответствующая «Обители Огней («Акх»), представляющая собой «высшее» сечение Инобытия (эти две области дают начало «Солнечному» принципу в его аспектах «Небесной» («Поля Иаиру») и «Подземной» («Поля запада») плодотворящей причинности.

Приведем известные из «Книг Выхода» названия аатов Дуата:

1. Первая область, куда попадает покойный – это «Балл-Аменти» («Огонь Заката»); имя обитающего там бога – Ра-Херу (Ра Хармахис, то есть Бог Солнца как Господин, царь)». Это – область «разделения существа» на составляющие. Изображение этой области включает четыре змеи – четыре направления ухода (соответствует «растворению стихий» в Бардо Умирания).

2. После выхода, сознание попадает в область под названием «Чело огня»; это – место нахождения «огненного озера», способного сжечь души грешников. Мы уже обсуждали, что этот аат – место «первого» или «личного» суда, где сознание оценивает себя на основании своего опыта. Имя обитающего там бога – Фаах («Тот, кто носит алтари»).

3. Обойдя озеро, покойный попадает к «Горе необычайной высоты». Там обитает «змей Сати-Темуи, который живёт за счёт убийства Речи — Ху, и тех, кто становится мертвецом в загробном царстве». Это – место, где исчезает возможность лжи. Оно состоит из четырнадцати вершин, соответствующих семи дневным и семи ночным формам проявления жизненной энергии – Ка.

4. Пройдя Горы Истины, покойный подходит к «Аату Ху». «Ху» в контексте Промежутка – это Творческое слово, выражение воли, а потому символизируется потоком Огня (так же, как Каббала символизирует творческое начало в виде небесного моря огня «Шамаим» или «потока Динур»). «Это место, которое «никто не может проплыть, и в котором пребывает Ху, горит огонь области той. Огни, находящиеся здесь, имеют длину в семь локтей, «питаясь тенями слабых и беззащитных». В то же время, цвет этого Аата зелёный – символ воскресения. Там обитает змей Тешерт (по имени Короны Фараонов), воплощающий защитную силу Ра. Эта область соответствует «Мирным божествам бардо» Тибетской традиции.

5. После этих, подготовительных областей, сознание вступает в области своего окнчательного раскрытия. Первая такая область — «Аммехет»; Тут происходит Суд Осириса и находится Чертог Двух Истин (ШуМа). Он «священен для богов, сокрыт для Ху (Огня) и губителен для умерших». Имя хранящего этот аат бога – Секхер-рему (Поражающий рыб), поскольку ШуМа – это остров, на который нельзя пробраться без дозволения, и «рыбами» тут именуются те, кто не смог добраться до своего Суда. Это также – область Сокара, бога некрополей, «Мертвого Ра», нижняя и тайная область.

6. Следующая область – Аат Исидды, «Ассет», место отдыха и оправдания, «скрытый от глаз огонь которого непогашен»; в этом городе живёт змей по имени Ререк, длина позвоночника которого составляет семь локтей (соответствует семи шейным позвонкам, то есть – креплению головы к телу. Змей живёт, поглощая величественную силу Ху (Огня)». Именно эта область включает «средние» поселения Дуата, то, что сегодня известно как «Элементальные города».

7. Если сознание проходит дальше, оно попадает в следующую область – аат Подчинения своей творческой активности — «Ха-серт»; без такого овладения душа остается лишь игрушкой сил Дуата, и не может противостоять его хтонизирующей природе. Имя обитающего там бога – Фапет (или Ха-Хотеп, Тот, кто носит небеса)». «Никто не может стать хозяином плавленых вод, кроме Ха-Хотепа». Это – область Гневных Херук «Бардо тодол».

8. Обретя власть над своей волей, сознание переходит к проработке начала разума. Это происходит в области под названием «Чело бога Каху». Изображение, сопутствующее этому аату, включает образ человека, в руках которого находятся два ножа или меча; на голове человека есть изображение змеи. Речь идет о двойственной природе разума, которую и следует обуздать и научиться управлять. Цвет изображения – жёлтый, солнечный. Здесь обитает объединенный Ра-Осирис в образе божественного сокола. Текст говорит: «Дорога свободна: впереди змея Нау, бык Нут, Нехебкау, которые сделают Осириса свободным, даруют ему силу на вечные времена».

9. Следующая область – Творческая. Сознание применяет умения для создания своих инструментов и опор. Этот аат называется «Ату»; имя обитающего там бога – Сопд Сотис. Сопдет — богиня неба и наступления Нового года, чьим выражением в проявленном мире была звезда Сириус. Сопдет сопровождала покойного и помогала ему взойти на небо, она также почиталась как богиня плодородия, возрождения и как одна из создательниц мира. Грекам была известна как Сотис (Σῶθις).

10. На следующем этапе происходит отбрасывание «прошлых оков» и груза, еще тяготящего душу. Этот аат называется «Астче-тетем-Амент» (Новая земля Запада) или «Унт»; имя обитающего там бога – Хетемет-баиу (Уничтожающий души)». Цвет аата — зелёный.

11. В этот момент происходит выбор дальнейшей судьбы души – ее возврат в миры или выход в Поля Иаиру. Область такого выбора называется «Уартентму»; За изображением Аата стоит гиппопотам Небет-реф, — его правая лапа возлежит над жуком-скарабеем. Гиппопотамы для Египятн – боги жизни и смерти, так же, как Амт пожирает сердце, Небетреф пожирает нереализованную возможность, делая принятый выбор необратимым. Цвет этого Аата — зелёный.  «Чело вод; имя обитающего там бога – Аа-Сехему». «Пламя его – ярко горящий огонь, Все пребывающие там, охвачены страхом; боги уходят прочь, не испив огненной воды и не имея возможности войти в расплавленные воды».

12. Если сознание возвращается к рождению, оно вступает в область созидательных энергий мира. Этот аат называется «Хер-ахи» («Небо Горизонта», то есть – переходный этап); имя обитающего там бога – Хапи (Нил – символ «земного» плодородия)». Там находятся образы движущих мироздание сил — «Горная цепь по имени «Поле Хер-ахи», человек с вазой возлияний, бог Анубис, сокол с диском, бог-Лев, человек, одевающий на бога корону Тешерет, гиппопотам, крокодил и червь». Цвет Ааата жёлтый.

13. Затем несвободное сознание увлекается потоком нового рождения, через аат «Поток пламенного озера, который охвачен огнём». «Поток, образованный истечениями, исходящими от Осириса». Это – аат перехода в новое рождение.

 14. Если же сознание обретает свой Акх, оно вступает в аат «Акеси»; (Крокодил). Имя обитающего там бога – Маа-Тхетф». Это – доступная для Дуата форма восприятия «Полей Иаиру». О нем говорится: «Никто не может ни войти, ни выйти из него, кроме святого бога, обитающего в яйце своём, которого боятся боги и перед которым трепещут Ху. Вход объят огнём, и всполохи его уничтожают и ноздри, и уста; бог сделал это для тех, кто с радостью следует за ним в свите его; никто не может вдохнуть огненные ветры, кроме святого бога, обитающего в яйце своём».

Существовали отождествления областей Дуата с теми или иными частями тела Осириса, его энергиями «Ка» и деяниями. Тем не менее, за исключением двух областей – «Поля холмов», и «просвечивающих» в разных областях Дуата отблесков «Полей Тростника» — «Арит», они было сравнительно мало изучены и недостаточно четко описаны. К сожалению, различные группы  египетских жрецов, работавших над картографированием Промежутка, не успели выработать «канонического» описания, учитывавшего весь накопленный ими опыт. Они оставили эту задачу последующим поколениям, и возможно, когда-нибудь она будет реализована и для человеческого уровня восприятия и описания.

2 комментария на «“Области Дуата”»

  1. Добрый день! Подскажите, а есть ли взаимосвязь семи смертных грехов и семи добродетелей с областями Межмирья? И как проявляются в Промежутке эти эонические силы двух триад коагуляционных и сольватирующих импульсов и импульса адаптационно-коммуникационного (меркурианского)? Хочется разобраться и понять.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *