Бездна: выход vs прыжок
Одной из краеуголных концепций, описывающих развитие и освобождение сознания в Герметическом мифе, является представление о скачкообразности, неравномерности этого развития. Мы уже не раз отмечали, что с этой точки зрения, на Пути подъемы неизбежно чередуются со спусками, а взлеты – с падениями, и, кроме того, целого ряда ступеней вообще невозможно достичь «маленькими шагами», они требуют резких «скачков», переходов – посвящений.
Также мы отмечали, что в сефиротических координатах, в пределах видимой обычному сознанию части, Путь включает четыре таких скачка, трансцензуса, два из которых преодолеаются «прорывом», а потому именуются «завесами», а два других – «прыжком», и потому называются «безднами».
Другими словами, когда Путник достигает завесы – Кешет или Парокет – ему необходимо проявить настойчивость, «давяще-режущую» активность, преодолевая эту преграду с помощью своей воли и Авторитета. Тогда же, когда Путь достигает берега Пропасти, в дело вступает Сила и безоглядная решимость. Бездну невозможно преодолеть лишь напором, для успешного прыжка через нее недостаточно ни самих по себе знаний, ни простого желания; в этот процесс всегда включается элемент неопределенности, скрытой, глубинной подготовки, внутренних трансформаций, которые и делают в итоге столкновение с Хоронзоном победным. То есть, Путник никогда не может толком описать или объяснить, как и почему он становится на Путь (первая пропасть), он может лишь говорить о «глубинной тяге» или «необъяснимом стремлении»; точно так же Мастер никогда не может полностью описать свою трансформацию (вторая пропасть), как, наверное, и бабочка не могла бы передать свой опыт трансформации из гусеницы.
Когда Путник оказывается на пороге Бездны, он чувствует величайшую нестабильность, «отпадение» всех якорей и опор, и затем – либо «прыгает», либо – «остается», «стабилизируется», находя для себя новые цели или убежища.
Таким образом, первый негативный сценарий при столкновении с Пропастью состоит в «пасовании» перед нею, отказе от пересечения, часто прикрытом благовидными предлогами вроде «взвешенности», «обдумывания» или «рациональности». В то же время, понятно, что Бездна – поле мультивариантности, а потому она не подлежит логическому осмыслению, а ее пересечение не может быть обосновано или рационально объяснено. Прыжок в Бездну – это следствие накопленной Энергии Пути, инерции развития, однако он с точки зрения поверхности сознания спонтанен и часто контррационален. Поэтому Путник может сколько угодно «топаться» перед Бездной, оставаясь на ее берегу тысячи жизней. Такое положение традиционно именуется «Дитя Пропасти» и рассматривается как особое, квазиустойчивое, но само по себе непродуктивное и бесперспективное, состояние сознания.
Но если «пасование перед Бездной», как бы оно ни было прикрыто «рассудительностью», легко отличимо и распознаваемо, то второй негативный сценарий – «выход с того же берега» — зачастую принимается за успешное Пересечение.
Вспомним, что природа Пропасти – это впадание в один из полюсов любого бинера и абсолютизация его. Другими словами, Бездна – это «дурная бесконечность», то есть вся Бесконечность, но рассмотренная лишь с одной точки зрения. Именно поэтому в ней есть всё, но ничего не проявлено, поскольку проявление требует разности потенциалов, а значит – видения обоих полюсов двойственности. Именно этим Бездна (техом) отличается от Тьмы (хошек): хошек содержит уравновешенные возможности, а потому – из него рождается реальность, а техом – это одностороннее утверждение, а потому реальность в ней растворяется.
Соответственно, как только возникает потребность уравновесить однозначное утверждение реальности мира – его неопределенностью, как возникает необходимость пересечения Первой Пропасти; когда же Свободный Адепт сталкивается с ограниченностью представлений о реальности индивидуального сознания, и должен уравновесить его ощущением Сознания всеобщего – ему следует прыгать во Вторую Бездну.
Тем не менее, возможна ситуация «частичной нейтрализации» такого бинера. Например, это может происходить тогда, когда, в силу предшествующей личной истории, Адепт не пережил в достаточной полноте ощущения Тьмы и безысходности, не испытал те Падения, которые и готовят его к решающему прыжку. То есть, шанс пересечь Пропасть для успешного и победоносного Путника меньше, чем для того, кто привык к нападениям и периодическим «тумакам». В результате, гармония достигается лишь для пережитого, осознанного опыта, в то время, как другие возможности остаются еще не реализованными, а потому, потребуется еще одна (или несколько) дестабилизаций, прежде, чем Переход станет полным.
Другая ситуация «выхода» — когда сознание «выделяет» в себе нейтрализованный участок, создает «остров гармонии», окруженный океаном нестабильности. Этот вид ошибки обычно называют «блаженностью», поскольку такой Путник обычно представляет собой благое, чистое существо, однако с элементом некоторой безумности, с проявлениями «плывущего» сознания. Отметим, что это состояние отличается от другого проявления – «безумной мудрости», которое бывает характерно для степени Мага, и состоит в погружении в темный Океан Софии/Бина. Отличается оно и от имитируемого блаженства, которое характерно для гораздо более ранних этапов развития: «ложные блаженные» врут, и их притворство выявляется в любой экстремальной ситуации, когда на смену улыбке приходит оскал и агрессия; «вышедшие» же блаженные искренни в своей доброте, их невозможно из неё выбить, просто она достигнута ценой «расплавленного», нестабильного состояния другой части их сознания.
Тогда же, когда сознание полностью и безоглядно «готово» к Прыжку – оно и переживает тот абсолютный опыт полного распада всех внутренних связей, «переплавки» и новой «пересборки», которые и приводят к «смерти» Адепта и «рождению» — Мастера.
Но независимо от того, дойдет ли, успеет ли, сможет ли, решится ли конкретный Путник на Прыжок через Пропасть, рассмотрение этого этапа может помочь понять общие закономерности и Пути, а также – своевременно избежать ошибок, которые в дальнейшем могут помешать успешному Пересечению.
При падении в ту или иную Бездну происходит забвение языка ? В хошек возможности себя нейтрализуют и сводится к Нулю ? В техом происходит растворение до изначального пустого пространства -Акаши?
Не верно говорить, что в Бездне происходит «забвение», поскольку идея «забвения» подразумевает наличие того, кто «забывает»; в Бездне же и субъектность, и объектность полностью растворяются, а потому невозможно говорить о том, что есть кто-то, кто «забывает», как и то — что можно забыть.
Благодарю вас за статью.
Как сам путник может определить свое местоположение на пути?
Верно ли что 4 скачка связаны с 4 стихиями?