Бездна и «Путь левой руки»
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2023/10/374916764_289266150392843_6875762174901080660_n.jpg)
Хорошо известно, что к вершинам освобождения ведут два очень разных по своей природе, технике и идеологии, но одинаковых по эффективности, Пути, которые разные Традиции называют «Святостью» и «Суровостью», Реализацией и Отречением, Космосом и Хаосом, а самым нейтральным представляется их именование «Путями Левой и Правой руки», хотя с такой же точностью их можно было бы идентифицировать как Пути «Верхних» и «Нижних» источников.
Несмотря на то, что эти Пути параллельны и их стадии во многом «зеркально» отражают друг друга, «заякоривание» соответственно в Плероме и Бездне и использование этих Океанов как источников и опор делает диалог, взаимодействие между их адептами довольно сложным. В конечном итоге Плерома и Хошек неотличимы, и совершенство на любом из Путей означает Освобождение, однако до окончательного достижения подходы, методы и воззрения зачастую противоположны и несовместимы.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2023/10/photo_2023-06-26_11-30-29.jpg)
Оба источника являются потенциальными, и оба неисчерпаемы и тотипотентны, однако «верхний», Плеромный, океан, вливающийся в Древо жизни Светом через Корону, влечет к полной реализованности, в то время, как «нижний», Техомный, входит через Корни Царства и влечет к кипящей возможностями Тьме.
Адепт «правой руки» проходит стадии самореализации, в то время, как адепт «левой» — саморастворения, друзья первого светоносны, а второго – часто пугающи и разрушительны.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2023/10/115d6d600459e600017c2f607ab7f477.jpg)
Гнев, отталкивание и смерть – это силы, с которыми работает адепт «нижних» источников. И эти силы, избавленные от эгоистических мотиваций и личностных ограничений, как чистая энергия, способны снести все наслоения, наращённые на чистом сознании в бесчисленных циклах его воплощения.
При этом силы, активируемые на «Пути левой руки» — это, фактически, великие порождающие токи, обращенные вспять, к направлении истока и развоплощения, а потому их традиционно сравнивают с «огромными цепными псами», указывая, что их мощь велика, однако для управления ими необходима и особая подготовка оператора. Если эти силы пытается пробудить слабый или недостаточно смелый человек, то, как бойцовые псы, они могут разорвать его самого.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2023/10/def99d17fc9e9fb0f0c4e3873775ebad.jpg)
Если одной из основных опасностей на «правом» Пути является «застревание в блаженстве», парализующее развитие созерцание «световых» картин, то на «левом» Пути такой преградой оказывается саморазрушение; адепт «правого» Пути рискует стать «духовным паралитиком», а адепт левого – «духовным прокаженным».
Адепт «верхних» источников созерцает все объекты в их идеально-реализованном состоянии, а потому рискует впасть в ощущение, что «мир уже совершенен, а потому никакое развитие не нужно, никакие усилия не оправданы». Адепт же «нижних» корней видит все мироздание как совокупность Первооснов, исходной игры потенциальных энергий, а потому также рискует впасть в бесплодное состояние, не видя причин выводить силы из игры всемогущего, но ничего не хотящего, хаоса.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2023/10/1fec0d4e8a38696facc5311b0585cea1.jpg)
Соответственно, «сбившийся» путник Правой стороны – это блаженный, самовлюбленный и имитирующий «всеобщую любовь» духовный импотент, замкнутый в мертвой оболочке ложного света, а потерявшийся адепт Левой стороны – это озлобленный и загордившийся мизантроп, презирающий мир и людей.
Соответственно, Хищниками давным-давно разработаны и применяются стратегии «охоты» как на тех, так и на других путников; первым они «подсовывают» кастрирующие светоносные образы, а вторым – готически-привлекательные десоциализирующие дестракторы.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2023/10/60d776bae3c2ab390fe29ee2c82bea6f.jpg)
В то же время, верное видение Плеромы как идеальной цели, наоборот, дает силы и мотивацию для лавинообразной самореализации и рывка в Бесконечность, точно так же, как видение Бездны как всеобщей первоосновы, всемирного лона, придает стремление к неистощимому творчеству.
Путь «правой» колонны – это путь постоянного поиска, идентификации и реализации «истинных желаний», то есть – тенденций, возникающих в сознании как закономерный результат его развития и прокладывающих возможность для дальнейшего расширения. Путь же Левой руки – это, напротив, постоянный поиск, идентификация и отбрасывание всего «наносного», неэссенциального, навязанного и произвольно обусловленного.
Понятно, что сродство к каждому из путей определяется как предшествующим опытом сознания, так и средой, в которой оно проходит свое воплощение. Правильный выбор «своего» Пути требует четкого понимания его природы, а успешное продвижение по нему – видения его основ, движущих сил, равно как и осознания преград и препятствий на нем.
![](https://www.enmerkar.com/wp-content/uploads/2023/10/912f7d7a3cb8eeb6842b55c64c237856.jpg)
Здравствуйте. А разве нужно выбирать пути? Ведь совершая каббалистический крест мы не уравновешиваем силы, Гебура и Гедула? И Будда говорил о срединном пути, не впадая в крайности?
А вообще можно пройти за одну жизнь два пути, восхождения, левой и правой стороны? Кажется только Миларепа так смог, или нет?
«Срединный Путь» означает отношение, а не механизм движения. Это означает Путь, свободный от привязанности и отторжения, то есть — от цепляния или отбрасывания каких-то элементов. При этом, к примеру, даже в Ваджраяне рекомендуется настойчиво практиковать одного Идама, а не пытаться освоить максимум практик. Так что да, Путь нужно выбирать.
Мне тоже больше импонирует концепция срединного пути, а не впадение в крайности.
Но, также верно чтоб «достичь успеха» лучше настойчиво практиковать что-то одно, чем распыляться между множеством практик.
Спасибо Мастер!) Посмеялся вместе с Вами в части, где про духовного импотента, имитирующего всеобщую любовь. Наверное мой путь левый. Если следовать этой градации. Уж чего, а темноты на нём хватает. И кусают на нём до шрамов.
Натыкался еще на одну концепцию. Есть еще 4 путь Негативоцентризм. Это бред и калька на Левый Путь или тут доля правды? Как я понял этот путь -достижение Абсолюта/Брахмана/Спанды. https://www.donna-anna.org/dictionary/negativocentrism.php .
Цитирую: » В то же время, верное видение Плеромы как идеальной цели, наоборот, дает силы и мотивацию для лавинообразной самореализации и рывка в Бесконечность, точно так же, как видение Бездны как всеобщей первоосновы, всемирного лона, придает стремление к неистощимому творчеству». Чем отличается Реализация (самореализация) от творчества, именно в данном контексте ? Верно я понимаю, что, например, конечная реализация Путника Правой Руки это Мудрец/философ/ Теург (короче достижение Разума и подлинной природы Ума/Разума). Тогда как выглядит реализация на левом пути? Буддизм как само движение по пути все же больше к правой руке склонялся, хотя я думаю там и Левая была?
Реализация на обоих Путях выглядит одинаково — как разрушение частного отождествления и переход к отождествлению всеобщему.
Действительно, в последнее время приходит понимание, что важен поиск творения не где-то снаружи, в чем-то внешнем, а внутри себя. В настоящее время сложно сконцентрироваться на внутреннем по причине отвлекающих внешних факторов. Заставляешь себя от многого, но не нужного отказываться, скоординировав развитие тела и духа .
Здравствуйте и левый путь и правый путь имеют свои недостатки .А срединный путь проходит через аркан дьвола и рядом с кетер заканчивается картой шут дурак(потому он и высший козырь наверное)еще на срединном пути можно стать хао гностиком(одинаковое количество гнозиса и разума)тут правда много сомнительных результатов.Люди склонны отбрасывать срединный путь.По мне он единственный не ведущий к растворению личности .
Смотрел ролек про Валентинианский гнозис. «Бездна», Техом и Кенома тождественные термины ? По вашему мнению чем плерома отличается от Кеномы ? Можно ли на личном опыте, скажем так, отдаленно приблизится к состоянию того или другого ? Или какие -нибудь примеры ? А тоочень уж все это абстрактно.. не за чего цепляться воображению.
Бездна «сама по себе», как темное поле потенций — это Техом; Если мы относимся к ней как к «проходу», если мы пытаемся сделать в ней «червоточину», чтобы пподняться над своими ограничениями, выйти на более высокий уровень, она именуется «Пропастью», «Абадда» или «Пределом», «Хорос»; Если мы рассматриваем ее как источник проявленной реальности, как первоначало, то о ней говорят как о «Ахамот» или «Дуате».
В целом, неверно думать о Бездне в терминах пространства, поскольку она — поле возможностей, а потому с точки зрения проявленного мира, не поддается измерению или описанию; о ней можно говорить и как о Бесконечности, и как о точке.
Кенома — это материальный мир в его аспекте ограниченности, мир объектов, мир «классической физики», в котором реализованы только некторые из возможных взаиможействий, а другими — «пренебрегают». Плерома — это такое состояние проявленности, в котором все потенции каждого объекта и все возможности взаимоднйствия между всеми объектами реализованы полностью. Понятно, что Плерома и Кенома отличаются не сущностно, но лишь — в меру ограиченности взгляда познающего. То есть, чем меньше мы видим своих потенций и своих взаиможействий — тем больше мы в кеноме; чем наш взгляд яснее, а значит- возможности шире — тем мы ближе к плероме.
Понятно. Спасибо за ответ. Ограничений нету на увроне ума. Например тот же мир идей (эйдосов) по платону или его аналог Тантра Дзогчен «Царь Всетворящий»(Кунджед Гьялпо). Как я понял тот кто следует ПЛР не преследует цели достижения ограниченности материального мира (кеномы)). Думаю, что кеному также можно сравнить с таким понятием как Пыль у каббалистов, которая противоположна праху.
Уважаемый Эн,помогите пожалуйста разобратьмя…
Путь Левой руки (Суровости) относится к левому стобу/колонне Древа Сефирот(Ход-Гебурах-Бинах), а Правойруки (Святости—Нецах-Хезед-Хокма)—к Правому столбу/колонне ДСефирот? Спасибо
Да, верно, эти Пути отличаются маршрутом подъема по Древу, который, однако, на ПЛР субъективно выглядит скорее как погружение в глубины.
Ув.Энмеркар,спасибо за ответ.Не дает покоя еще один вопрос.-В Вашей книге (Каббала Мага/глава Святость и суровость) Вы называете группу неофитов по пути Нецах или Правой Руки «поклонниками всеединста»,а ПЛР по сефире Ход-«поклонниками всепонимания».Далее Вы говорите что по пути Левой руки можно превратиться в суровых смертопоклонников или оавеевских сатанистов,и это мне понятно т к Миры сефиры Ход -это миры Посмертия и из нее выходит 13А Смерть, но мне непонятно, каким образом группа неофитов Правой Руки по Нецах может превратиться в «улыбающихся любителей света ТИПА ХРИСТИАН-ЕВАНГЕЛИСТОВ», ведь христианство «сидит» на 21 канале,мистическое христианство -на 20А,и они входят в Сефиру ХОД, а в НЕЦАХ входит 19А(Ислам) и 18А(Даосизм,Буддизм). Откуда в ППравойРуки по Нецах взялись христиане?и почему тогда там нет «улыбающихся»мусульман? Мастер,очень прошу Вас, разложите по полочкам и внесите свет на этом вопрос.
Любая система, а тем более, такая обширная и универсальная, как Христианство, может проявлять себя на разных уровнях, вплоть до самых высших. Тем не менее, у каждой системы есть свои «предпочтительные», внутренне родственные ей, пути, маршруты и технологии. И Христианство проходит этапы Веры (Йесод), Единства («Соборности») — Нецах, Мистики — Тиферет, Благого Бога — Хесед, и влоть до Света Святости — Хокма.