Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Случайность, детерминированность и творчество

Как мы уже говорили, рассматриваемый нами Миф описывает рождение «реальности» из Промежутка близко к представлениям, которыми оперирует квантовая физика, точнее, так называемая «Многомировая интерпретация», подразумевающая, что коллапс волновой функции на самом деле не происходит. Сторонники такой интерпретации полагают, что каждое возможное состояние квантовой системы реализуется в отдельной ветви Вселенной. При этом, когда проводится измерение, наблюдатель находится в одной из этих ветвей, и видит только одно определенное состояние, хотя все остальные состояния также существуют в параллельных Вселенных.

Другими словами, каждый мир – это одно из возможных состояний бытия/сознания, одна из реализованных вероятностей, для которой все остальные вероятности – «виртуальны».

Тем не менее, в каждой из реализованных реальностей царствует закономерность, события и процессы жестко детерминированы. Получается, что из Промежутка, пространства абсолютной неопределенности, рождается бесконечная совокупность жестко детерминированных миров – пространств закономерностей.

Если на макроуровне так называемая «случайность»  — это лишь название незнания или невозможности точно предсказать состояние системы из-за влияния множества микроскопических факторов. Если бы наблюдатели знали все начальные условия и законы взаимодействия, они могли бы точно предсказать будущее состояние системы. Это и есть детерминизм реальности. Однако на квантовом уровне случайность является фундаментальной особенностью природы. Микромир – это совокупность волновых функций, которые представляют собой вероятностное распределение частиц. Это означает, что можно только рассчитать вероятности различных исходов, но невозможно точно предсказать, какой из них произойдет.

Случайность также относится к рождению пар частица-античастица из вакуума, или, что близко по значению – к рождению материальности из Промежутка. Этот процесс физики называют вакуумными флуктуациями. Вакуум в квантовой теории поля не является пустотой, а представляет собой непрерывно меняющееся поле квантовых состояний так же, как Промежуток, с точки зрения Герметического мифа – это бесконечно изменчивое тотипотентное состояние. При этом Промежуток – это не просто неопределенное, потенциальное состояние, это – состояние абсолютной взаимосвязи, или, на физическом языке – полной «квантовой запутанности».

Другими словами, можно говорить о двух взаимосвязанных и взаимоперетекающих модусах реальности: абсолютно неопределенном Промежутке и абсолютно детерминированных Мирах. Поскольку в Промежутке все связано со всем, в нем невозможно выполнение работы, генерирование и взаимопревращение энергии, а потому и возникает потребность в реальности, где и осуществляется это преобразование.

Мы уже говорили, что силы, осуществляющие переход реальности из потенциального – в актуальное состояние, то есть – те «внемировые наблюдатели», которые «разводят» возможности по ветвям их осуществления, называются Архонтами, или Правителями реальности, а сам этот процесс установки детерминирования – «Вселенским Роком» или «Гемарменом».

Поскольку Архонты выполняют функцию утверждения реальности, им приписывают свойства Вторичных Причинностей, соотнося с так называемыми «планетарными» влияниями в «овеществляющем» аспекте. Архонты одновременно формируют реальность и ограничивают ее, осуществляя разделение потоков вероятностей и препятствуя полному осознаванию, поэтому они одновременно – «творцы» и «тюремщики».

Будучи проявлениями «Демона Пропасти», Архонты «дробят» реальность, создавая мультивселенные и бесконечно разветвляя сознание, они запирают его отдельные потоки в своих мирах, закабаляя их «Мировым фатумом» детерминированности. Именно такую активность Архонтов гностики считали настоящим злом, именно ее они стремились преодолеть обретением гнозиса.

Выходит, что каждый индивидуальный поток сознания движется по кругу двух «крайних» состояний – то попадая в неопределенность Промежутка, то – увязая в детерминированности одной из ветвей реальности.

Если бы все, что существует в мирах, было бы лишь результатом деятельности архонтов, выхода из этого дурного круговорота бы не было, а сами миры были бы «мертворожденными» или давно потеряли бы способность к развитию.

Как известно, энтропия (мера неопределенности или незнания о системе) изолированной системы всегда возрастает или остается постоянной. Это означает, что энергия, которую можно использовать для совершения работы, с течением времени уменьшается, и больше энергии становится недоступной для работы. Другими словами, любой мир, создаваемый архонтами, довольно быстро исчерпывал бы свои возможности и «умирал тепловой смертью». Когда вся энергия системы становится недоступной для выполнения работы, система достигает состояния термодинамического равновесия, и ее энтропия максимальна. В этом состоянии система больше не способна выполнять работу, так как нет доступных источников энергии, которые могут быть использованы для изменения состояния системы. Это состояние, именуемое «тепловым равновесием», характеризуется равномерным распределением энергии между всеми компонентами системы и отсутствием изменений в ее параметрах. Термодинамическое равновесие является конечным состоянием всех изолированных термодинамических систем. В космологическом контексте это соответствует понятию «тепловой смерти Вселенной».  

 Тем не менее, миры существуют гораздо дольше и продуктивнее, чем ожидалось бы в Гемармене. Этот феномен гностики называли «проблесками Божества» и относили к «искрам духа», «заточенным» в мирах детерминированности. Другими словами, в мирах, помимо «крайностей» неопределенности и детерминированности, присутствует еще некое «третье» начало – начало творчества, принцип свободы воли. Гностики именовали это начало «Абраксасом», противопоставляя его «Слепому богу», Иалдабаофу, и считали «Высшей посвятительной силой», то есть, фактически, эоном или логосом Даат.

Именно это творческое начало пробуждает в сознании стремление к развитию, стремление к освобождению, плеромизации или просветлению. Мудрость, «достоинство» как форма энергии – это проявление начала Абраксаса.

В момент наблюдения, когда эффект наблюдателя рождает реальность, то есть — вынуждает частицу «выбрать» одно состояние, другие возможности исчезают и частица становится определенной, свобода воли аналогична выбору состояния частицы при ее наблюдении. Если рассматривать мозг как квантовую систему, то свобода воли может проявляться в том, что при принятии решения, мозг «выбирает» одно из возможных состояний, один из путей развития реальности, один из миров, а другие при этом – становятся для него «виртуальными». Когда сознание «противится» гемармену, когда оно «идет против течения», оно опирается на начало Абраксаса, нарушая детерминированность реальности. Точно так же, когда в Промежутке сознание сохраняет опору на индивидуальность, оно противится случайности и неопределенности, то есть – снова-таки, находится в поле Абраксаса.

Для мага очень важно помнить, что пройти «по срединному пути», не впадая ни в детерминизм, ни в ивентуализм, возможно лишь с опорой на это, трудноуловимое и сложно определимое состояние свободной воли. Понятно, что малейший крен в одну из сторон означает либо рабство гемармена, либо – калейдоскоп Промежутка, и ни один из полюсов не дает эволюционных перспектив. Задача мага – поддерживать в себе творческое начало, не впадая ни в предсказуемость, ни в излишнюю спонтанность.

Один комментарий на «“Случайность, детерминированность и творчество”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *