Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Химия Магии

Поскольку само по себе единое, нелокализованное сознание представляет собой лишь потенциальное поле абсолютной субъектности, его проявление требует не только выделения индивидуальных потоков, но и их опоры на «плотно» существующий инструмент – тело, в котором и создается форма проявления сознания — личность.

Другими словами, с точки зрения рассматриваемого нами Мифа, без своего воплощения в той или форме сознание так и остается лишь возможностью познания, никак не проявленной и ни с чем не взаимодействующей.

На человеческом уровне результатом такого проявления и является психофизический комплекс «тел» — проводник, проявляющийся в разных слоях «физической» реальности. В свою очередь, этот проводник вступает в «обратную связь» с потоком сознания, внося свои «поправки» в его проявление и взаимодействия.

Фактически, все те феномены, которые мы обычно именуем «сознанием» — порождены мозгом, являются результатом обработки в нем двух потоков – «осознающей» субъектности и «осознаваемого» перцептивного потока. Единственное ощущение, которое мы можем идентифицировать как исходящее собственно из потока сознания – это чувство собственного бытия, «присутствия», и порождаемые им «истинные желания» — импульсы, понукающие поток сознания к дальнейшей актуализации. На основе «прочтения» этих «перводвижущих» сил мозг рождает актуальные стремления, выливающиеся во взаимодействия и «извлекаемое» из них осознавание.   

Для того, чтобы приводить эти стремления в действия, мозг создает системы подкрепления, проявляющиеся на телесном уровне в виде удовольствия и боли. Поскольку в самом по себе сознании нет чувств удовольствия или страдания, в нем нет и движущих сил для взаимодействий, оно находится в вечном «существовании-знании-блаженстве», и лишь нереализованная возможность проявления толкает его на путь актуализации, на котором затем и накапливаются активные аффекты. Таким образом, наша личность, ее стремления и тяготения лишь косвенно укоренены в трансцендентном потоке сознания, актуально являясь продуктом электрических и химических процессов, происходящих в головном мозге, являющимся генератором и трансформатором психических процессов.

С точки зрения Традиционно-магического мироописания, необоснованным упрощением является как считать тело всего лишь «иллюзией» или «марионеткой» сознания, так и рассматривать сознание как «продукт», эпифеномен мозга. Для мага тело – это чрезвычайно сложный инструмент, не просто выполняющий волю сознания, но – трактующий ее, причем не всегда точно, выражающий ее во взаимодействиях и своих внутренних процессах.

В то же время, как бы нам ни хотелось считать свои переживания чем-то метафизическим, при трезвом анализе приходится признать, что они на 90% вызваны игрой электрических импульсов и нейромедиаторов в стриатуме, миндалевидном теле, гиппокампе, гипоталамусе и  других отделах мозга. Понятно, что сама эта «игра» совершенно неслучайна, она транслирует глубинные запросы самого сознания, накладывая на них свои (зачастую ошибочные) интерпретации.

Хотя химия мозга в настоящее время далека от исчерпывающего понимания, ясно, что каждое из переживаний транслируется с языка сознания на язык тела в виде выброса тех или иных медиаторов или трансмиттеров, среди которых в контексте нашего разговора особое значение имеют три системы:

1) система, регулирующая циклы бодрствования, общей психической активности – «триптофановая», или серотониновая, система;

2) система, регулирующая обучение, обеспечивающая подкрепление, вознаграждение или наказания – «тирозиновая», или катехоламиновая, и

3) система адаптации, долгосрочных изменений, направленных на перестройки и приспособления (как соматические, так и психические) – ось гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников.

Соответственно, все методы тренировки психики (и надстраиваемой над нею тренировки сознания) можно разделить на:

1) основанные на поиске удовольствия, наслаждения («триптофановые», задействующие серотонин, диметилтриптамин  а также их аналоги). Таковы все пути переживания «блаженства», самадхи, а также – практики сексуальных экстазов. Для этих путей характерна сильная «поглощающая» способность: точно так же, как невозможно получить «впрок» сексуальное удовольствие, путники быстро становятся зависимыми от «самадхи» и ищут «единения с Богом» снова и снова. Это – путь мистиков, восходящих от экстаза к экстазу, и «по-настоящему живущих» только в этих ярких переживаниях. И религиозный восторг, и оргазмические экзальтации транслируются этой системой (в мозге, прежде всего, при участии «гормона смерти» — диметилтриптамина, а также – серотонина и окситоцина, а в теле – реализуются так называемой «APUD-системой» — разбросанной по организму медиаторной сетью поддержания активности).

2) происходящие за счет «кнута и пряника» («тирозиновые», задействующие дофамин, адреналин, норадреналин или их аналоги). Это – пути «сурового обучения», а также, напротив – легкого подкрепления, ведущие к быстрым,  но мало устойчивым результатам. Хорошо известно, как монахи, живущие в условиях жесткой аскезы, легко «срываются», попадая в полный искушений город, или, наоборот, привыкшие к «дистиллированным» условиям духовных школ оказываются совершенно неспособны переносить тяготы и лишения. Это – путь людей, склонных к размышлениям и рефлексиям.

3) ориентированные на достижение прочных результатов («гипоталамические», задействующие системы рилизинг-факторов, тропных гормонов и кортикостероидов). Это – пути длительного обучения, без экстремальных систем поощрений или наказаний, основанные на тренировке воли и стойкости. Именно к этой группе и относится Традиционная Магия.

Понятно, что любой серьезно проработанный Традиционный Путь включает элементы всех трех подходов, однако ведущая роль всегда принадлежит одному из них. В частности, хотя Путь Магии – это, прежде всего путь воли и адаптивных изменений, направленный на постепенную и тотальную перестройку как всего психофизического комплекса человеческого существа, так и стоящего за ним потока сознания, этот Путь, конечно, включает и элементы подкрепления, и «пищу души» в виде экстазов и самадхи. Однако маг никогда не ставит во главу угла ни дофаминовые, ни диметилтриптаминовые эффекты, прилагая усилия по настройке центральных регуляторных систем мозга, а, с опорой на них – и добиваясь качественной настройки самой ткани потока сознания.

2 комментария на «“Химия Магии”»

  1. Прочитал с огромным интересом!
    Спасибо большое.
    Много полезной информации.

  2. В последнее время заходя на ваш ресурс и читая последние сиатьи — получаешь ответы на незаданные вслух вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *