Три пути освобождения

Опубликовано Воскресенье, 1 Октябрь, 2017, автор Энмеркар

Освобождение, то есть – кардинальная и окончательная смена отождествления себя с ограниченным и двойственным потоком сознания на пребывание в безграничном, неделимом, едином и сверхпонятийном состоянии, является, конечно, целью и содержанием всех устремлений духа во всех его воплощениях.

И несмотря на то, что сама свобода, как абсолютное состояние, не может иметь градаций и подразделений, а значит – не зависит от путей своего достижения, самих этих путей может быть несколько, а потому – очень важно понимать, в каком из таких направлений идет развитие данного индивидуального потока сознания, то есть – каков его собственный путь освобождения. Понятно, что одна и та же цель видится и описывается по-разному в зависимости от путей достижения, и, хотя, по факту, маг, идущий путем реализаций и мистик, движущийся через созерцание и самоуглубление, в итоге приходят к одному и тому же трансцендентному состоянию, твердое следование внутренней логике собственного Пути является важнейшей предпосылкой его успешности. Дергаясь из стороны в сторону, переходя из одной системы в другую, сознание не может накопить достаточной поступательности своего развития, достаточного импульса для той смены самоотождествления, которая необходима для его освобождения.

Все Пути трансформации частного потока сознания могут быть разделены на три разновидности, для каждой из которых характерны свои методологические и идеологические особенности, своя внутренняя логика, которой необходимо придерживаться для того, чтобы достичь высоких эффективностей гармонизации этого потока.

Находясь в частном состоянии, поток сознания может либо стремиться достичь своего завершения, то есть – полностью реализовать себя как поле возможностей, либо – «вернуться» к состоянию исходного покоя, то есть – прекратить свое движение, «остановить» себя, либо – отыскать в себе самом, в своем текущем состоянии, свою изначальную абсолютную природу и отождествиться с нею.

В любой системе Путей можно найти все эти три группы; к примеру, в Буддизме это Путь угасания – Тхеравада, Путь накоплений – Махаяна и Путь реализаций – Ваджраяна; в Западной Традиции это Путь очищения (гностицизм и катарство), Путь реализаций (Магия) и Путь выделения квинтэссенции (алхимия).

Движение по первому Пути означает постепенное и неуклонное разотождествление со всеми «частными», ограниченными, то есть – «загрязненными» качествами потока, его возвращение в изначальное чистое и незамутненное состояние. И даос, стремящийся «оставить мир в покое», и архат, растворяющий сознание в блаженстве самадхи, и альбигоец-парфаит, пребывающий в своей эндуре, стремятся выйти за пределы ограниченности воплощенного состояния путем его возвращения к изначальной блаженной, божественной, светоносной природе. Мир воспринимается как нечто мешающее, ограничивающее. Предпосылкой для успешного продвижения по этому Пути является четкое ощущение сковывающей, «загрязняющей» природы воплощенного мира и острое желание сбросить эти загрязнения, очиститься от них, выйти за их пределы. В целом, идеалом, к которому стремятся путники этой группы Путей, является «Совершенное», чистое существо, совершенно чуждое всем треволнениям и страданиям воплощенного мира.

Движение по второму Пути означает «исчерпание» возможностей конечного состояния, полную реализацию его потенций и возможностей, и, как следствие – его «превосхождение», интеграцию и трансценденцию в Плероме. Собственно, именно рассмотрению этих Путей, в основном, и посвящен данный блог. Эти направления развития обычно подходят для тех, чьи потоки сознания имею высокую интенсивность реализационных импульсов и устремлены к свершениям и достижениям. Если для адепта первой группы путей идеалом является Чистота, то во второй группе такой путеводной звездой оказывается Сила – мера реализованности сознания.

Движение по третьему Пути включает признаки первых двух и означает поиск и «взращивание» «семени просветления», «божественной квинтэссенции» прямо в текущем состоянии частного и ограниченного воплощенного состояния. И даосский, и западный алхимик, и орфик,  и тантрический буддист, практикующий Махамудру или Дзогчен, в своих работах по созданию «золотого зародыша», «философского камня» или реализации татхагатагарбхи, исходят из того, что «текущее» и «идеальное» состояние бытия сущностно нераздельны, неотличимы, и мы воспринимаем реальность как ограниченную или абсолютную, сансару или нирвану, лишь в зависимости от точки зрения. В отличие от первой группы Путей, акцентирующих внимание на «выходе» и «очищении», практики «семени» заняты не столько «выходом», сколько – «культивацией» абсолютной природы. Этот Путь обычно наиболее сродственен тем потокам сознания, в которых есть живой опыт взаимодействия с абсолютной реальностью, «проглядывающей» сквозь завесы относительного. Идеалом для этого Пути является Таковость, то есть «бытие/сознание как таковое», лишенное свойств и качеств.

Понятно, что все три Пути одинаково эффективны, движение по любому из них способно освободить сознание, однако для того, чтобы это произошло, необходимо, во-первых, понять, к какому из них наиболее тяготеет данный индивидуальный поток, а, во-вторых, придерживаться выбранного Пути твердо и неуклонно.



Комментарии:

10 комментариев к записи Три пути освобождения

  1. Зарак:

    Не могли бы вы еще раз пояснить принципиальное отличие 2 и 3 пути? Первый довольно заметно отличается от них.

    А вот их различие между собой по вашей классификации для меня принципиально не ясно.

    Мне кажется, что наличие «кристаллизованной самости» до определенной степени является необходимым условием Силы, необходимой для реализации — ее опорой. И наоборот, накал и давление Силы — необходимое условие для кристаллизации этой самости.

    В том смысле, что я могу себе представить 1 путь, почти без примесей 2 и 3, а вот представить разделение 2 и 3 мне тяжело.

    Единственную разницу, которую я могу уловить — отношение к индивидуальности. Если я ничего не путаю, то 2 путь допускает рассмотрение идущего как потока и процесса, не обладающего выраженной отдельнностью. Тогда как 3 путь все-таки довольно четко предполагает наличие Я (не эго), выраженного и довольно обособленного.

    • Путь Реализации — это путь обнаружения потенций своей актуальной природы, их переведения в актуальное состояние, и, таким образом, постепенное отождествление природы актуальной с природой потенциальной со стороны актуальной. Путь трансформации — это путь обнаружения в себе проявленных зерен потенциальной природы, и, с опорой на них — постепенное распространение потенциальной природы на актуальную со стороны потенциальной.

  2. Rorik:

    Глубокое наблюдение. Но уверены ли Вы, что тут речь о тернере, а не о кватернере? У меня ощущение, что эти три рода путей больше вписываются в кватернер, хотя и внятные аргументы отсутствуют.

    Кроме, разве что, одного довода — в индуизме выделяется четыре пути реализации — бхакти, карма, джняни и раджа, и три последних, в общем, можно соотнести с описанными Вами, но первый — путь абсолютной покорности и абсолютной любви, путь растворения в этой любви, трудно отнести к какому-то из описанных в статье. Характерные для него описания можно встретить и у индусов, и у суфиев, и в христианской мистике, и он явно отличен и от второго и третьего путей, и от пути очищения, с которым, однако, его роднит более пассивная и анти-самостная, по сравнению с вышеупомянутыми путями, природа.

    Возможно, с такой точки зрения есть смысл говорить о двух путях «растворения», и двух путях «коагуляции».

    • И четвертичное, и троичное разделения вполне целостно могут описать любую систему. Просто они исходят из разного центрирования. Четвертичные системы — это всегда описания, исходящие из положения воплощения, из отождествления с «телом», бытием, материей. Троичные описания — исходят из центрирования в сознании, духе. Если мы смотрим на Путь, отождествляя себя с конечным воплощенным существом, тогда, конечно, добавляются разные формы растворения, пантеизма, Материнские культы и еще целый ряд Путей. С этой позиции, конечно, мы получаем 4 Пути — два Материнских — Путь Девы — Очищения и Путь Матери — Растворения, и два Отцовских — Путь Юноши — самореализации и Путь Мужа — домостроительства. Приблизительно это и соответствует упомянутым Вами способам.Тем не менее, при таком рассмотрении не представляется возможным полностью выйти за рамки самоотождествления в частном, а потому — намного сложнее представить себе Освобождение в его абсолютном смысле.

      В статье Пути рассмотрены с позиции сознания, троичного по своей природе — единица, рождающая бинер, вместе и образуют тернер. И с этой позиции и рассматриваются три Пути — Путь к Истоку, путь к Устью и Путь вглубь.

  3. German:

    Спасибо, сколько раз слушал про путь «сутры, тантры и дзогчен», но только теперь стало понятно. Энмеркар, а не знаете ли выавторов которые писали о третьем пути (условно «созерцательное присутствие») с западной алхимической точки зрения? Я правильно понимаю что тут внимание переносится на «живую субъективность», которая обычно не осознается людьми как рыбами вода, и которая постепенно отлипает от всех отождествлений (физических, энергетических, ментальных) и остается в чистом виде? Также не могли бы вы пояснить, что по вашему является парой Нагваль-Тональ в терминах западной магии?

    • Тавита Шаута:

      Пара Нагваль-Тональ — тоже термины западной магии (Мексика всё же — на западе, а не на востоке)))......Любые слова определяющие термин Нагваль являются искажением. Нагваль ВНЕ Слов.Даже Кастанедовская «Активная сторона Бесконечности» — тоже искажение сути. Тональ же — наоборот — Всё то, что можно выразить словами (и наши ощущения тоже). И здесь нет разницы в том, кто выражает мнение: Вы, я, Энмеркар или еще кто-то — Нагваль-Тональ имеет отношение к Картине Мира, оставленной нам в наследство Толтеками.

  4. Лучезар:

    Правильно ли будет предположить, что адепт на уровне Тиферет должен уже выбрать не только Путь освобождения, но и определённую Магическую Традицию? Для экономии столь драгоценного времени и из понимания, что через две двери одновременно не выйти.

Оставить отзыв


Рейтинг@Mail.ru