Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Мудрость освобождающая

Как мы уже не раз обсуждали, многие учения, Школы и Линии говорят о Мудрости как об особой энергии, подчеркивая исключительное эволютивное и освобождающее свойство этой энергии. С этой позиции Гнозис, София, Шакти, Джняна – это именно характеристика способа существования, особого умения – находить и нейтрализовать двойственности, умения видеть причины и основы проявлений, а не просто обладание какой-то информацией и даже не когнитивный навык.

Мы обсуждали, что Каббала различает Мудрость как среду, исходную характеристику «основы» проявления – Даат (то есть, Мудрость непроявленного), и как особое свойство протекающих там процессов – Шехину (или Мудрость в Проявлении), а в самой Шехине – также выделяет две составляющих – Благо (Мазаль, Нисходящая мудрость), и Истину (Эмет, Восходящий поток).

Аналогичным образом, Гнозис как особое, высшее, просветленное или очищенное, состояние сознания, проявляется как «взаимопроникновение» или «взаимоотражение» «Зова» Бесконечности – Барбело (Пронойи) и «Восхождения» сознания в ответ на этот зов – Эпинойи (Пистис Софии). И недаром в Гностической традиции проявленный мир – это проявление сизигии (взаимодействия) Софии и Телетоса, Мудрости и Желания, энергии видения и энергии действия.

В буддистской терминологии, Высшая Мудрость (Праджняпарамита) – это сочетание видения Пустотности (шуньяты, то есть, безосновности проявления), и Светоносности (видья, то есть – изначальной ясности, как природы сознания). И прийти к такому видению можно тремя путями – через Сострадание (Авалокитешвара), Силу (Ваджрапани) или Мудрость (Манджушри).

Так или иначе, описание Энергии Мудрости сводится к умению сочетать и превосходить утверждение и отрицание, активность и пассивность, бытие и небытие.

И когда гностики повторяют слова Христа: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными», они имеют в виду то же умение подниматься над двойственностями, о котором, как о пути освобождения, толкует классическая Адвайта. Сиге, Алетейя – «Мудрость Молчания» — это и есть наивысшее состояние Софии, последний шаг, который делает сотворенное сознание перед своим окончательным обожением, отождествлением с Глубинностью (Битосом), или, что то же самое – первый шаг, который делает Божество, творящее миры.

Таким образом, несложно понять, что путь к обретению гнозиса, высшей освобождающей энергии сознания – это, фактически, подъем по Колонне Мудрости Древа Жизни; это – не обучение в собственном смысле этого слова, не обретение каких-то знаний или навыков, это – изменение самого способа функционирования сознания, а точнее — его выход за ограничивающие рамки дуальностей.

Как и два остальных Пути – Святости и Суровости — Путь Мудрости начинается с «первичного единства» — понимания «природы форм и явлений – Йесод. Однако в «боковых» Путях Йесод проходится «транзитом», внимание не погружается в переживание эйдосов, в то время, как путь по Срединному Столпу невозможен без полного осознания причин и основ, на которые опирается сознание путника. Другими словами, идти к Святости и Суровости можно, познавая себя параллельно, в процессе движения, а двигаться к Мудрости можно лишь после четкой идентификации своих двигателей, стремлений и влечений. Если Путник склонен к Пути Милости – он дальше движется в направлении Первичного ЕдиненияНецах, если его природа – в идентификации причин и деятелей – то он восходит к Первому ПониманиюХод, но если он тяготеет к Срединному Пути, он идет прямо через Кешет, которая преодолевается революционным рывком в так называемом «Оседлании Дракона» — видении сути и природы энергии желаний.

И тогда, как движение по «боковым» колоннам может происходить эволютивными методами, «шаг за шагом»,  гнозис обретается лишь «прыжками», трансценденциями, поскольку и дистанция от Йесод до Тиферет, от видения формы до переживания самадхи – высшей гармонии, и, тем более, рывок от Тиферет через Даат к Кетер – это не шаги, а полеты сознания, ошибка в каждом из которых чревата падением в Пропасть, где поджидает хаос Хоронзона.

И понятно, что осуществить такие «перелеты» невозможно без избытка энергии – что и соответствует движению эпинойи или потоку видьи. Именно обретение этой энергии движения и является, таким образом, целью того «оседлания Дракона», того первичного самоизучения и самообуздания, которое происходит на этапе Йесод. И по этой же причине в герметических Схемах Древа от Йесод идут Пути как к Тиферет (в случае полного проживания этого, эйдетического, уровня), так и к Ход и Нецах, на те же «боковые» Пути, на которые можно было попасть и непосредственно из Малхут, со «стартовой» точки неофита. И большинство Путников, даже «попытав» себя на поприще самопознания  — все равно в итоге «сворачивают» на более долгие, но менее экстремальные «боковые» Колонны. На этих, «боковых» Путях Энергия Мудрости все равно должна быть обретена, накоплена, поскольку пересечение Бездны все равно в конце концов предстоит, а оно невозможно без крыльев гнозиса, однако это накопление происходит гораздо более постепенно, оно является следствием Пути, а не его причиной, как на Срединном Столпе.

Таким образом, для успешного развития, реализации и освобождения сознания важно понимать несколько принципов:

1) Мудрость – это не «знание», не набор знаний и умений, а особая энергия, лежащая в основе всего мироздания;

2) Ее обретение – результат самопознания, обнаружения в сознании его высших источников, а также – идентификации и преодоления дестракторов;

3) Обладание энергией Мудрости – это обретение способности нейтрализовать и превосходить двойственности.

Можно сказать, что Мудрость – это не обретение каких-то новых или особенных пониманий или видений, это – обретение самой способности ведать, способности видеть проявление не просто на уровне явлений, а на глубинном, причинном, каузальном, уровне.

Таким образом, можно сказать, что стремление к гнозису – это не поиск знаний или даже Знания, это – стремление к переходу на иной уровень существования, это выход – от ограниченного, «кеномного» проявления – к свободному, «плеромному» (даже когда он еще не реализован полностью, а лишь предощущается).

Один комментарий на «“Мудрость освобождающая”»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *