Гнозис и Тантра
Сопоставление Западных и Восточных путей, широко распространенное в последнее время, часто приводит к путанице как в терминологии, так и в представлениях. Тем не менее, поскольку непрерывных линий преемственности в обеих Традициях осталось не так и много, часто только такое «перекрестное изучение» может дать необходимую базу для движения.
Мы уже не раз отмечали, что одним из таких важнейших представлений является категория «мудрости» в ее энергетическом смысле, для которой Восточная традиция выработала описание в виде Шакти (а в буддистском контексте – Праджни), в то время, как Западные школы иногда «плывут» в понимании образов Софии, Шехины и ряда других.
Обе Традиции совершенно согласны в том, что любое явление можно рассмотреть с двух позиций – ноуменальной (то есть, существование «в самом себе») и феноменальной (то есть, во взаимодействиях) или в совокупности потенций и проявлений. Именно этот бинер и имеет в виду Восточная Традиция, говоря о Мудрости и Методе, Шакти и Шиве, Пракрити и Пуруше и подобных двойственностях. Можно сказать, что Мудрость в этом контексте – это совокупность всех возможностей, а Метод — утверждение и проявление некоторых из них. Другими словами, пока потенции не проявлены, они все равновероятны и находятся в состоянии «кипящей сингулярности», чистой и ненаправленной энергии, подобно тотипотентности зародышевых клеток, способных дать начало любой ткани или органу. Именно такое «потенциальное всемогущество» и «нераздельную всесвязанность» Восточная традиция именует Высшей мудростью – Праджней (или Шакти). Определение же характера проявления, «упорядочивание» этого потока кипящих потенций – это возникновение мира объектов, сознания в его космическом понимании, то есть – метод, Шива, Нус.
Западный же Миф рассматривает категорию мудрости в двух контекстах – гностическом и каббалистическом. Первый подход центрирован на «эонической», потенциальной реальности, а второй – на сефиротической, рассматривая соответственно уровень «скрытых возможностей» и «скрытых двигателей» проявления.
С гностической точки зрения мудрость – это не только «последний эон», София, это – «женская» составляющая каждой сизигии. В этом ключе все «женские» эоны – это аналог Шакти, так же, как все «мужские» — концепт, близкий к образу Шивы. И первым таким проявлением является «второй эон» — Сиге (или Энноэя, Харис, Эпинойя) – «молчание», подразумевающее возможность «любой речи», любого проявления.
С каббалистической точки зрения мудрость – это «Дух Божий», רוח הקודש, проявляющийся в кватернере Хокма-Бина-Даат-Малкут. «Общая основа» этой мудрости, проявляющаяся на всех этих уровнях или стадиях описывается как «Божественное Обитание» — Шехина, а энергия наполнения, объединения воедино Древа Светом мудрости – как «Божественная любовь» — Мезла. Таким образом, в этом контексте энергия мудрости как бы «разлита» по всему Древу, и ближайшим аналогом концепции Праджни может выступать «потенциальная» энергия Даат, «Мудрость Бездны».
При этом под «обретением мудрости» во всех Традициях понимается не просто «контакт» с Праджней, но – объединение Мудрости и Метода, поскольку сама по себе Шакти разрушительна для проявленного: ее вечное движение, кипение возможностей исключают какую-либо определенность, а значит – и конкретное, ограниченное существование. Точно так же сам по себе Дух бесплоден, без опоры на энергию он – лишь Битос («Бездна»), замкнутая в самой себе и не видящая сама себя.
Все наиболее успешные пути развития – и гнозис, и тантра, основаны на интеграции этой двойственности, взаимодополнении ноуменальной и феноменальной реальностей, которое часто выражено в отчетливо сексуальных терминах и образах. Каббалистические опусы о «браке» или даже «половом акте» («зивуг», זווג) Зеир Ампин и Нуквы, о соединении Света и Сосуда описывают тот же процесс в более широком смысле. Действительно, только тогда, когда сознание находит доступ к своим кипящим потенциальным глубинам (Шакти как «виртуальное кипение вакуума») и к своим определяющим и оформляющим силам, и соединяет их, оно достигает Великого совершенства – Плеромы, Просветления.
Именно поэтому так важно верное сочетание действий и понимания, Практики и Воззрения: первая вырабатывает умение оформлять, упорядочивать и направлять энергию мудрости, а второе – дает доступ к самой этой энергии. Пренебрежение любой составляющей может позволить достичь лишь относительного успеха, и без «тантрического соединения» Метода и Мудрости Путь развития затянется на долгие жизни.
Хорошо написано. Хотел бы уточнить, можно ли Шакти — Праджня — Даат это динамический аспект сознания (ветер, дух, пневма)?, если следовать общей логике (о дуальности сотворения) и логике из этой статьи http://скрытыйсмысл.рф/book/soznanie-veter . Мне все же кажется это разные вещи.