Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Боги Славян

Понятно, что переход от родоплеменной организации к государственной требовал унификации, которую дала религия монотеистическая, уравнявшая людей, но и ограничившая проявления их индивидуальности. Представления о «Прави» (Правильном пути, где каждый идет своей тропинкой по общему великому Потоку) сменились понятиями «нормы» (общего закона, обязательного для исполнения независимо от индивидуальной природы). Личное общение с Божествами, возможность выбора Божества-покровителя и даже богоборчество, естественные для языческого мировоззрения, уступили место механизму монотеистического социального института — церкви.

Два мира

Однако язычество, как Путь Свободы, остается привлекательным для незашоренного сознания и сегодня.


Современное описание языческого славянского мировоззрения очень неоднородно. Различные школы придерживаются разных представлений относительно происхождения и родственных связей славянской мифологии. При этом прослеживаются две точки зрения — проиндийская и пронорманнская. Первая исходит из отнесения славян к индоарийской группе народов, из которых единственными народами, не принявшими иноземных христианства или ислама, являются народы Индии, что заставляет (осознанно с логической точки зрения или в результате личных симпатий авторов) искать параллели между скудными источниками славянских Мифов и разнообразными и полными мифами Индии. Вторая точка зрения исходит из того, что в момент становления славянской государственности на территории Киевской Руси, роль воинской аристократии принадлежала выходцам из Скандинавии, которые могли принести свои взгляды, и формирующаяся религия стала симбиозом народных верований славян и принесенных норманнами представлений.

2560660

Оставим споры о верности той или иной точки зрения специалистам-историкам, и поговорим лучше о том, что, как и любая другая языческая религия, верования славян были чрезвычайно неоднородными, сильно варьирующими от племени к племени, где наряду с небольшим количеством общенациональных богов (которые также могли менять свои имена и даже, частично, функции) от племени к племени почиталось множество божеств местных, относящихся к разным иерархиям, наделенных разными функциями. Мы уже говорили, что именно многообразие взглядов, многообразие опыта является ценной частью языческой религии, поскольку каждый такой взгляд на Божество позволяет лучше понять сферу Его деятельности, Его характер. Именно единство, скрытое за разнообразием, единство многокрасочное (поскольку многообразие богов предполагает также много- и разнообразие людей, признание индивидуальности человека и племени) составляет важнейшую ценность языческого духа.

язычество

Поэтому многообразие представлений о пантеоне богов, и, в конце концов, даже вопрос о их близости богам Индии или Скандинавии, является естественным и не требующим однозначного решения. Независимо от того, считаем ли мы Перуна и Индру именами одного бога, или мы считаем разными ликами этого бога Перуна и Тора, мы правы. Независимо от того, отождествляем ли мы Велеса с Одином или Хеймдаллем, или с Вишну или Хануманом, мы тоже правы. По-своему.

Боги

Договорившись однажды о том, как мы понимаем богов, мы убираем почву для споров и ссор. Противоречия только дополняют картину мира, расцвечивают ее, если они не ведут к конфликтам.

Поэтому, не претендуя на «истинность» или универсальность, рассмотрим Эннеаду славянских богов так, как ее понимали в словенских землях к IХ веку. Скандинавские князья придали новгородской мифологии норманнский дух, поэтому мы здесь (и далее) будем придерживаться точки зрения принципиального родства воззрений северных славян и скандинавов, понимая, что в иных областях воззрения могли быть другие.

1.      Сварог — Отец богов, Владыка Первичного Огня, выковавший из него Законы Прави;

ndhdhnedhdh3

2.      Лада — Пресветлая Мать богов, рождающая Вселенскую любовь;

Лада

3.      Велес — Хранитель Порога, Бог жизни как явления;

6478589

4.      Семаргл-Огнебог, Перворожденный Сварожич — Бог Врат, обеспечивающий обмен силой между мирами, хранитель семян всего, Бог-Обновитель;

Семаргл

5.      Перун-Громовержец — хранитель прочности мира, Верховный Воитель;

Перун

6.      Даждьбог — Жизнь-Подающий Лик Солнца, Бог Жизни как процесса;

Даждьбог

7.      Макошь — Мать Судеб, Жизнь-Подающий Лик Земли;

Мокошь

8.      Хорс — Бог Справедливости, Огненный, гневный Лик Солнца

Хорс

9.      Стрибог — Бог Небесного Океана, небесных глубин, Бог Дыхания, Дед Ветров.

Стрибог

Помимо этой Верховной Девятки, большое значение имели и другие боги, например, Ярило — Бог Весеннего Солнца, его неуемной жизненности и оплодотворяющей силы; Коляда — Бог Зимнего Солнцестояния, возрождения Солнца и одновременно с этим Мудрости, поскольку источником мудрости считается потусторонний мир, в который и спускалось солнце; Купала — Бог Земной Жизненности; Жива — Богиня Воплощения Жизни, Морена  — Владычица мертвых и другие.

Храм

7 комментариев на «“Боги Славян”»

  1. Извините, но Семаргл не бог огня, ворот — да. Богом огня у словян был Сварожич. Вообще у вас замечательный сайт, читаю с удовольствием!!!

    • 🙂 возможно, мы говорим о разных традициях… Семаргл и есть Сварожич, причем — Перворожденный, ведь Сварожич означает просто — Сын Сварога…
      Семаргл — действительно не бог «земного огня», Его соотнесение с огнем указывает именно на функцию Стража, а Огонь Семаргла — это Огонь жертвоприношений, связующий Миры.
      А за комплимент — спасибо 🙂

  2. Определение жизненного предназначения:

    Одним из предназначений человека является изучение своих корней и хранение своих традиций. Этуму свято следованли наши предки. Определение жизненного предназначения, призвания, миссии — было также обязательным для каждого человека в славянском ведическом обществе.

  3. Здравствуйте.
    Хочу перевести мужские архетипы (по Юнгу) со стандартных Греческих богов на наших Родных, славянских.
    Если вам это интересно, можете поделится что вы думаете по соответствие греческого пантеона славянскому?

    • Здравствуйте! Точного соответствия установить, на мой взгляд, невозможно, поскольку мировоззрения народов разные. а значит, и восприятие Двигателей — тоже разные. Даже в относительно «однородном» сквозь культуры образе Громовника, на мой взгляд, есть существенные различия в восприятии его как Зевса и как Перуна. Мне кажется, что в задуманном Вами деле правильнее было бы не «переводить» архетипы с греческого на славянский, а заново их установить, отталкиваясь не от образов богов, а от самих арехетипов.

  4. Доброго дня!
    Хотелось бы больше о славянских Богах. Из ваших знаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *