Люцифуг – бегство от света
Принцип материальности, оформленности, необходимый для самопознания Великого Духа в совокупности своих дифференциальных аспектов традиционно выражается как сефира Бина (др.-евр. בינה; bīnāh; «Разум»; «Ум»; «Мысль»), которая соответствует «уму» как пространству, в котором возникают и растворяются мысли, идеи и другие элементы сознания и бессознательного, именно Бина составляет «субстрат» психокосмоса, сами воды, в которых происходят все его процессы (поэтому другое имя Бины – «Мара», «Большое море»).
Мы уже говорили, что, будучи стадиями применения, «фильтрами» Света сефирот включают два аспекта – собственно сефиру, «световой» компонент и «тень», «скорлупу» — клиппу, появляющуюся как результат неполной прозрачности любой сефиры.
Тень, отбрасываемая Биной, именуется Сатариэль («Сокрытие бога»), что указывает на темный лик Аммы, бесплодной матери, то есть – не проявляющей своей порождающей активности. Речь идет о том, что акцент на «основе», «материи» «сокрывает» духовную первооснову. В этом аспекте Мать блокирует проявления Отца, дух запутывается в материи, оказывается ее пленником, распятым на ней. В этом аспекте Сокрытие соответствует образу шумерской Матери Чудовищ — Тиамат, и эту темную составляющую материнского принципа еще называют Харазиэль, Божественное разрушение ( то есть – хаотизация, декомпозиция) .
Мужской, активный компонент принципа Сокрытия выражает демон Люцифуг («Бегущий от света»), чье имя также указывает на разрушающий, растворяющий, развоплощающий аспект «однородной материальности».
Эта фигура является одной из центральных в «Великом гримуаре», 41-й гоэтический демон – Фокалор – является одним из его проявлений (имя Фокалор и эпитет Люцифуга – Рофокаль – являются анаграммами), а демоны Марбас и Агарес (по словам «Великого гримуара» – и Баэль) – его «подчиненными». При этом Фокалор соответствует аспекту Люцифуга как демона ложной опоры (то есть – ошибочного опирания на иллюзорную ценность материальности), Марбас выражает его обездуховливающий, механизирующий аспект, а Агарес – потерю сознанием самого себя, отворачиванием от себя в сторону все тех же ложных ценностей.
Как «ложное единство» Люцифуг в определенном смысле является «альтер-эго» Люцифера (два эти принципа выражают различные способы противостояния действительной унитарности: «тьма» Люцифуга кажется однородной, «свет» Люцифера бесконечно раздроблен), а потому иногда считают, что имя Рофокаль («Rofocal») происходит от «Lucifer» в обратном порядке, то есть от «Reficul».
Современные демонопочитатели именуют Люцифуга «Живой Тьмой», чем подчеркивают «светоборничество» и сатурнианскую природу этой силы.
Будучи лишен светоносности сознания, предоставлен сам себе, замкнут сам на себе, материальный мир теряет не только свою жизненность, но и саму возможность продленного существования, а потому олицетворенное в Люцифуге «бегство от света» всегда означает полное и окончательное разрушение.
Гримуары называют Люцифуга «премьер-министром» ада, что говорит о «исполнительной» власти этого демона, искажении принципа реализации, выражаемого Бина, опасности впадения в деятельность и одержимости материальным.
Именно Люцифуг говорит в сознании, что «нужно брать от жизни всё», «нужно успеть насладиться жизнью», всегда неявно подразумевая исключительно-материальный, теневой аспект такого «наслаждения».
Мы уже упоминали, что, как теневой аспект интуиции, понимания, выраженных в Бине, Люцифуг придает ложное ощущение понимания «как устроен мир», такое же ложное ощущение единства, не уважающего множественность.
Опасность Люцифуга не просто в опоре на материальное само по себе, его ложь заключается в выдавании этой опоры за высшую истину, мудрость, результат «понимания» и «опыта». Под влиянием этого дестрактора сознание лишается живого ощущения реальности духа и светоносности сознания, теряет внутренние источники мотивации для развития, и погружается во тьму Сатариэль.
Противостояние ложной унитарности весьма проблематично: сознанию, затененному от своих сияющих корней весьма непросто найти желание к развитию, увидеть, что его мир «перевернут», и то, что ему кажется реальным, на самом деле вторично, а то, реальность чего не ощущается – является действительной основой.
Недаром прорыв Сокрытия происходит практически одновременно с преодолением Пропасти, а встреча с тьмой Люцифуга является второй стороной сражения с демоном бездны. Маг, взглянувший в лицо Хоронзону, неизбежно тонет во тьме Люцифуга, и преодоление этих дестракторов приводит его на степень Мастера.
На более ранних этапах Пути Традиция рекомендует противостоять Сокрытию через опору на Учителя (или Школу, Линию), позволяющую воспринимать отблески света Хокма как толчки к развитию и собственному поиску. Именно для преодоления Сокрытия важна взаимная индукция, взаимопомощь и взаимовдохновение на Пути. И очень сложно вырваться к свету тому, кто увязает в цинизме ложной мудрости и холоде ложного единства, на поверку оказывающимися просто замаскированными страхом и одиночеством.
Добавить комментарий