Дикая охота
«Рейн весело течет, но его волны
Должны слышать голос войны
И лязг копий среди гор,
И голос труб вдалеке;
И храбрецы на окровавленной земле должны лежать,
Потому что мимо пронесся Дикий охотник!»
(Вальтер Скотт «Дикий Охотник»)
Приближается Самхейн, а с ним – и Дикий охотник.
Мифы Европы единодушо твердят, что в ночь на 1 ноября (или около того) по миру проносится великая и мрачная процессия. Немало написано о Дикой Охоте и легенд, и преданий.
Общее название – Дикая охота — встречается везде – Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, но есть и множество местных и/или более поздних названий, например, уэльское Cŵn Annwn (псы Аннона), Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила, Асгардрейя (Аскерейя) и т.п.
В каждой местности, где встречается эта легенда, она так или иначе трансформировалась, адаптируясь к местным верованиям, и нюансов в описании Дикой Охоты великое множество.
У Дикой охоты описано множество предводителей, и мужчин, и женщин. В некоторых описаниях Дикой Охоты прямо или косвенно указывается, что ведет ее бог, в других описаниях предводитель Дикой Охоты – человек, вернее – бывший человек.
Скандинавы считают, что этой ночью сам Один во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак. Его свита носится по земле, пирует и разбрасывает мусор. Тот, кто на свое несчастье встретится с ними, немедленно отправится в другую страну. А кто по глупости заговорит с ними, обречен на смерть.
В сказаниях северной Германии их предводитель – женщина Хольда (Холде, Хулда, Холле и Холте) — богиня домашнего очага и материнства. В южной Германии ее традиционно называют Берта (Берхта, Перхта), в этой роли известна и скандинавская богиня Фригг.
В Мекленбурге считается, что Дикий охотник – богиня Фрау Гоуд, или Воуд. Это женская форма Одина. Она ездит на белом коне, а ее сопровождающие принимают облик собак и различных диких зверей. Появление богини всегда считается предзнаменованием большого счастья и процветания.
В Германии в ряде вариантов преданий упоминается, что впереди Охоты обычно едет старик по имени Честный Экарт, предупреждая: «Грядет Охота, отвернитесь, люди!».
Во многих случаях Охотником становится какой-нибудь человек, всегда, однако, имеющий отношение и к миру живых и к потустороннему миру, наделённый полномочиями Владыки Того Мира: например, иногда дикой скачке предводительствует король Артур – не живой и не мёртвый, принадлежащий двум мирам – миру живых и Аннону, иногда – бриттский король Херла, потерявший своё время после посещения свадебного пира короля потустороннего мира, иногда – Эдрик Дикий – женившийся на деве из рода Ши, потерявший ее по неосторожности, и снова нашедший после смерти. Среди этих героев и Роланд, и сэр Фрэнсис Дрейк, и Карл Великий, и Финн мак Кумал, и Дитрих Бернский, и Вальдемар Аттердаг, и даже некий Ян Тригигл, корнуэльский судья (17 век), сбежавший из Ада и возглавивший Дикую Охоту.
На севере Шварцвальда (Германия) расположена долина Мург, на ней часто появляется Дикий охотник в женском обличье. В одеждах, которые носили триста лет тому назад, с большой чёрной шляпой на голове женщина едет по полянам Черного леса или лунными ночами парит в воздухе. Она ездит верхом на черном коне, в сопровождении своры черных псов, выдыхающих огонь. Немцы считают, что это призрак графини Эберштайн, которую наказали за ложную клятву тем, что теперь она должна была вечно заниматься любимым делом.
В Шварцвальде и некоторых местах Франции Диким охотником называют также святого Губерта. Топот копыт демонических лошадей и лай его призрачной своры и часто слышали во время сбора урожая и на празднике святого Губерта. Четыре рыцаря в боевых доспехах на лошадях летят над деревьями и крышами домов.
Пройдя через Иной Мир и вернувшись обратно, люди – герои этих преданий – сами приобретают черты бога – повелителя Иного Мира, в том числе – одну из главных: способность открывать и закрывать границу между Иным и этим мирами.
Корнуоллский вариант Дикой охоты – собаки Дандо Дьявола, которые мчатся по земле или над землей и охотятся на души людей. В документах XII века говорится, что число охотников 20 — 30, что они верхом на черных лошадях и черных оленях. С ними черные собаки с ужасными блестящими глазами.
Жители Корнуолла уверяют, что по ночам в непогоду иногда слышатся звуки Дикой охоты, которые намного громче шума ветра и дождя. Они иногда считают, что Дикую охоту в этом графстве возглавляет лорд Тригигл. Как говорят, этот человек при жизни совершил все возможные преступления.
В Англии одним из символов Охоты является олень, непривычного для нашего мира белого цвета. Британия вообще имеет множество разных вариантов этой легенды.
Дикая Охота в Англии известна как Herlathing, в честь мифического короля Херлы, посетившего свадьбу ребенка Короля Волшебной Страны. Другим широко известным предводителем Дикой Охоты был Кернуннос, великий рогатый кельтский Бог Природы.
В традиции Южной Англии, во главе Охоты находится другая рогатая фигура — Херне Охотник – Бог Дикого леса. Появление Херне, как полагали, предвещало большую беду. Когда Херне вел Охоту, люди прятали в домах свой скот и домашнюю живность, потому что считалось, что любое живое существо, найденное на улице во время Охоты преследовалось бы и было бы убито.
В Уэльсе Охоту возглавлял Аравн — валлийский Бог Иного Мира, также со сворой белых собак с красными глазами и ушами. Там же Гвинн ап Нидд, один из королей Волшебной страны, владыки Тилвит Тег, ездил на Охоту в сером плаще на белой лошади, и также в окружении своры белых собак с красными ушами. Среди предводителей упоминались еще один один из королей Аннона – Манавидан мак Ллир, короли фоморов, Бран Благословенный и многие другие.
У славян Диким охотником был Волх – одно из проявлений Велеса, а иногда – Семаргл в совем образе Волчьего Пастыря.
После Реформации и упразднения протестантами Чистилища Дикая охота стала уделом некрещеных умерших, особенно детей. Некрещеных нельзя было хоронить в освященной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где, как считалось, они оставались под землей. Они становились забавой для собак Дикой охоты, которые гнали их в ад.
В жизнеописании отца Бонавентуры есть записи о том, как отец Лесли совершил посмертное чудо: останки святого были захоронены на этом холме, после чего Дикого охотника там не видели и не слышали.
В нынешней Англии Дикого охотника со сворой безголовых собак иногда видят в Корнуолле на дороге к Дартмуру.
Прибытие Охоты всегда ужасно и сопровождается яростным шумом ветра и сверканием молний, треском ломающихся деревьев и звоном обрывающихся с подвесок колоколов. Появляется в окружении мертвых воинов сам Охотник, которого легенды и предания описывают по-разному: с рогами на голове, с черепом вместо лица или без лица вообще. И повсюду Охоту сопровождает свора адских псов, чей лай наводит ужас на людей и животных.
Один общий мотив характерен для почти всех областей: увидеть Охоту — к беде, она выступает предвестницей бедствий, время от времени даже таких большие событий, как война, и нужно стремиться избежать этой встречи любой ценой. Говорили, что смерть приходит в те жилища, над которыми зимними ночами лает свора Псов Аннона.
Путешественники в безлюдных местах при звуках приближения призрачного воинства старались упасть на землю, пряча в страхе глаза до тех пор, пока пугающая процессия не исчезала. Считали, что Охота не трогает тех, кто на неё не смотрит – и неудивительно – не за людьми охотится Охотник.
Несмотря на всю свою грозную и мрачную репутацию, Дикая охота – обязательный элемент Мирового цикла, готовящий природу к обновлению. Дичь Дикой охоты вообще упоминается нечасто, но у народов германского корня это чаще всего кабан или олень, у кельтов — олень или заяц. Все это жертвенные животные, которые символизируют возрождение, перерождение. Но главный предмет охоты – иной.
Считалось, что в течение года Грань миров пересекало множество душ, застрявших в Ином мире, Межмирьи. Наполняя Мир живых, эти духи активно использовали его энергию, уменьшая её количество и вынуждая живых испытывать энергетический голод. Если этот процесс не остановить, то весь мир, потеряв остатки жизненности, провалится в Потусторонье, а живые пополнят ряды скитающихся хищных духов. Поэтому каждый год, в ночь, когда ткань меж мирами особенно истончается, Владыка Порога проносится по Миру живых, ловя и загоняя обратно разбежавшихся мертвецов. Нелёгкая это работа – много душ пересекает Грань и все они должны быть возвращены в Иной Мир.
Поэтому не только опасности предвещала Ночь Охоты. Считалось, что человек, а точнее – маг, волхв, может присоединиться к Охоте, поучаствовать в ней, и быть награждённым за это дарами Силы. Именно это – чрезвычайно опасное, но и многообещающее мероприятие дало начало знаменитому ритуалу «Дикой Охоты», практиковавшемуся друидами как элемент посвящения – ученика заставляли перейти Порог между мирами и сражаться с духами, стремящимися овладеть его жизненной энергией.
а есть ли что-то общее между «дикой охотой» и «охотой за силой»? Правильно ли я понимаю, что дикая охота (для мага) — это один из вариантов охоты за силой?
Действительно, ритуал «Дикой охоты» — это один из вариантов глобальной Охоты мага, причем этот ритуал — один из краеугольных в стихийной магии.
Как провести ритуал Дикой Охоты?
Есть ли зависимость между длиной маршрута и количеством обретённой в результате силы? В лесу не очень уютно, когда он завален снегом 🙂
Не думаю, что зависимость есть, но маршрут должен быть логичным — не просто потоптаться на пороге дома. А уют на охоте никто и не обещал.
У меня предплечье правое после Самхейна болит, довольно сильно)))
Шлялся по сибирской тайге в это время с пивом(ночью естественно), но ничего особого не лицезрел…
Что делать?
делать — во-первых, Самхейн с пивом — не лучшая компания… Во-вторых, попробуйте связать Ингваз с Беркана и сделать амулет.
Большой пасиб) Пока на руке нацарапал, гламурно получилось – символы зеркалят) Позже схожу в бор за сосновой веточкой для амулета. Кстати о руках… Видел я одно создание … женщину в красном… Так у нее вокруг запястий отчетливо прорисованы руны в виде браслетов как часть естественного кожного рисунка. Я залюбовался лицом, но в это время рукава начали удлиняться и все закрыли. Еще были закольцованы лодыжки и лоб вдоль линии волос, однако с балахоном и подолом платья произошли те же метаморфозы. Так что я фсе про..) прощелкал, зато теперь знаю, что символов гораздо больше, чем двадцать четыре, правда, ни одного не запомнил(
В Кащенко меня не сдавайте, все во сне происходило)))
а что за праздник «нечистой силы» 2го мая?
А если маршрут будет пролегать через Место Силы или Портал? Как это может повлиять на процесс?
Это зависит от цели путешествия. Место Силы при правильном отношении может помочь в прохождении Охоты, хотя может и бросить дополнительный вызов, Портал же всегда представляет определённую опасность.
Elza: в контексте дикой охоты, вопрос символически дополняет…, Ключик здесь: 1) эта «нечистая» сила называется Силой Единства(соединения в одном из её бинерных аспектов). 2) Без помощи которой, существование-воплощение-рождение тех существ, кто нарек Её «нечистой» (спутав «грешное» с «праведным»), стало бы под большим вопросом. :-)) 3) Огонь Бела — https://www.enmerkar.com/myth/ogon-bela
Неправда.В Дикой Охоте никогда не принемал участия Симаргл.А участвовали в ней Смерть с мечем всасываюшим души там где проходил намечалась война ездил на Моровице(костяная лошадь предвещавшая смерть животных),Владычится Чума,Вырод(это урод с тремя головами,что он сьест то изчезнет из мира на 3 года,но человек должен сам ему это дать, денег не берет),Ховало(вызывает засуху и пожари в лесу),Шелудивый Буняк (Вий,точнее его голова).Вроде все.
Знал я одного человека набивал руны у себя на руке, потом с ума сошел
В Британии бытует версия о том, что охоту возглавляет король или королева эльфов, они могли похищать встретившихся детей и молодых людей, которые становились слугами эльфов.