Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Двекут – реализованная любовь

Как мы уже не раз обсуждали, важнейшей задачей мага является интеграция его существа. Рассматриваемый нами Миф считает, что сознание обычного человека раздроблено как в силу разнородности «светов», формирующих его систему, так и из-за деструктивных тенденций.

Мировая сила отталкивания, Нахаш, проявляющаяся на всех уровнях, вносит разделение как в саму природу человека, так и противится его объединению с окружающими. Противоположная сила – Хайя, выражающаяся как притяжение, любовь, сила объединения – напротив, способствует реинтеграции психо – и макрокосмоса.

Поскольку сила отталкивания нужна лишь на «первом» этапе – самовыделения, дифференциации Единого в мировую совокупность монад и энергий, для последующего этапа именно Хайя, Эрос приобретает первенствующее значение.

В то же время, точно так же, как Нахаш нашел свою актуализацию, законченное проявление в процессе «разбиения сосудов», «швират келим», Хайя также может быть полностью реализована в состоянии, которое каббала называет «двекут».

Слово «девек» (דבק), которым в современном иврите называют клей, буквально означает «прилипать», и именно в этом смысле глаголы от корня דבק часто употребляются в Библии, особенно — во «Второзаконии» (4:4; 10:20; 11:22; 13:5; 30:20).

Это «прилипание» может проявляться на любом уровне – и как устойчивое соединение людей «прилепится муж к жене своей», и как форма взаимодействия с Божеством, и как интеграция светов созания.

Поверхностный анализ может создать впечатление, что речь идет просто о мистических переживаниях, чувстве «всеединства» и религиозном трансе, хорошо известном из различных традиций. Однако двекут – это несколько иное понятие. Это постоянное, устойчивое, не зависящее от состояния сознания ощущение интеграции, связи себя, как сосуда, с Богом, как Светом. Таким образом, в отличие от экстаза или трансового единения с божеством, двекут – это не переживание, это – состояние. Исправление, Тикун достигается через двекут, если последний проявляется как устойчивое стремление к Свету, притяжение и усердие, не зависящие ни от каких обстоятельств.

В то же время, поскольку, согласно каббалистическим представлениям, «Господь… огонь пожирающий» (Втор. 4:24; 9:3), приблизиться к которому «напрямую» для сотворенного существа невозможно, практически двекут может достигаться двумя способами.

Первый – это объединение с теми, кто также стремится к совершенству. Еще  законоучители Талмуда, а позднее Маймонид, объясняют предписание «прилепиться к Богу» как повеление держаться как можно ближе к «..ученым мужам и их ученикам, родниться с ними, и … всячески поддерживать с ними тесную связь».

Второй – это объединение со Светом в себе, и, таким образом — с проявлениями Божества, присутствующими в мире. Мы уже обсуждали, что с точки зрения каббалы Свет в каждом парцуфе проявляется через ряд «слоев», соответствующих разным уровням его взаимодействия с сосудом. Поскольку обычное самоотождествление сознания происходит с «низшими» слоями – нефеш, руах или нешама, и возникает «отпадение» от «родительских» Светов, которое и воспринимается как «хаос», הַתֹּ֫הוּ עוֹלָם.

Таким образом, с точки зрения каббалы, двекут необходим в силу «раздробленности» мира, возникшей в ходе швират келим и проявляющейся в виде состояния «некудим». Другими словами, двекут — это – состояние объединения, противоположное состоянию отдельности, оторванности себя от себя и противопоставления себя – другим.

Таким образом, основа двекут – это любовь, как космическая сила взаимного влечения всех объектов, в том числе, и мира как целого, как малкут – к Свету божества. Более того, Двекут – это «реализованная» любовь, это не просто «стремление к объединению», не просто сила притяжения, это – осуществленное объединение, актуализированная реинтеграция. А значит, поиск любви в себе – тождественен нахождению божественных искр, ницоцот, заключенных в каждом существе. Как говорят об этом каббалисты: «на том, кто прилепляется к Шехине, почивает Дух Божий» (р. Эльазар). Отметим, что по отношению к конкретному человеку в роли Шехины чаще всего может выступать другой человек, если взаимодействие с ним способствует взаимному развитию, самопознанию и самореализации.

Таким образом, двекут противоположен «неразделенной», невзаимной» любви, как и модному нынче представлению о «любви безобъектной». Интеграция всегда конкретна, и точно так же, как Великий Дух познает себя, лишь глядя в зеркало Среды, окончательная самореализация человека возможна через отражение в духовно родственном существе.

На индивидуальном уровне, двекут – это, прежде всего, устойчивое стремление к  воссоединению «низших» душ в существе с его «высшими» слоями, вплоть до достижения светов Йехида и Хайя, и эта «микрокосмическая» реинтеграция является необходимым условием реинтеграции макрокосмической.

Понятно, что оптимальным является сочетание обоих указанных путей двекута – как «внутренняя» интеграция, так и внешнее объединение с попутчиками, с любимыми, поскольку два эти способа взаимно усиливают и взаимно индуцируют друг друга, а нередко – вообще являются необходимым и обязательным условием взаимного осуществления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.