Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Сиды — Фейри-Полубоги

tuatha de danann

Высших Фейри традиция кельтской мифологии называет Сидами (Ши). К ним относят, прежде всего, Высоких Фейри Благого Двора — Дин Ши.

Дини ши, как и другие Героические Фейри, проводят время в аристократических развлечениях- танцуют, музицируют, охотятся, устраивают верховые прогулки. Кроме того, они постоянно воюют друг с другом и с людьми. Едва залечив раны, полученные в битве, фейри отправляются на охоту.

Магия Ши проявляется и в создании поэзии и музыки, которые дают им власть, иногда невольную, и над стихиями, и над сердцами людей. Великая традиция филидов и бардов кельтского мира — это дочерняя ветвь музыкальной традиции Сидов.

sidhe

По преданиям, Дин Ши когда-то были богами (Племени Туатта де Данаан), потом стали воинами, которые ни в одной битве не потерпели поражения, а под конец превратились в Высоких фейри.

Мы уже много раз говорили о таком представлении, когда, по мере удаления от своего источника, народ вырождается — Йотуны становятся Троллями, Альвы — Фейри.

Дин Ши

Дини ши ведут образ жизни средневековых рыцарей, проводят время в пирах и сражениях.

Эти фейри могут по желанию менять облик — порой становятся ростом с взрослого человека и даже выше, а порой словно превращаются в детей.

Добрые Дини Ши охотятся со своими белыми красноухими собаками на оленей; а злые охотятся на людей, собирают человеческие души. Они мчатся по небу с таким звуком, словно то кричат перелетные птицы; у лошадей глаза пышут огнем.

sidhe man

Если Сидам не докучать, они не обратят на людей не малейшего внимания. Однако одного их прикосновения достаточно, чтобы свести человека с ума; стрелы Сидов, с пропитанными ядом наконечниками, убивают на месте.

Сиды — народ магов, мудрецов и поэтов, совершенных в искусстве и в волшебстве, но сила их — это скорее глубочайшее понимание устройства мира, особое с ним родство, чем книжная мудрость и страсть к естествоиспытательству, присущие людям. Говорят даже, что Сидам изначально дано так много, что они не нуждаются в познании.

Домну

Сидов, как и всех без исключения фейри, отличает нечеловеческая, неземная красота, омраченная, однако, каким-нибудь уродством. Например, женщины-Элле — писаные красавицы, но если зайти со спины, выяснится, что затылки у них — полые. Шотландские Глейстиги носят длинные одежды, чтобы скрыть свои козлиные копыта. Шетландские Хромушки хромы. У некоторых всего одна ноздря или один глаз, у других вообще нет носа, у третьих из ртов торчат клыки, у четвертых ноги и руки с перепонками, у пятых такие длинные груди, что их приходится закидывать за спину.

Танцы и музыка составляют важную часть историй фейри. Валлийских фейри чаще всего видят танцующими. Они стараются увлечь смертных в свой хоровод, и если человек не сумеет устоять, вероятнее всего, его долго не увидят среди друзей. Так, фейри увлекли в свой круг некоего Эдмунда Уильяма Риса, и он вернулся в свой дом только к концу года, причем на нем лица не было. Однако он плохо помнил, что с ним случилось, и только твердил, что танцевал. Так обычно и бывает в подобных случаях. Люди то ли не могут, то ли не смеют рассказать о своем приключении. В большинстве подобных историй герой умирает в тот же миг, как освобождается от власти фейри. Иногда он просто рассыпается в прах — внезапно и драматично.

У фейри существуют свои понятия о чести, которых они строго придерживаются. Тех людей, которые не соблюдают этих правил, фейри строго карают. Прежде всего, они следят за соблюдением тайны, ибо им есть что таить, и жестоко наказывают тех, кто пытается за ними шпионить. Люди, которые похваляются своими заслугами перед фейри, частенько заболевают, у них на теле появляются эльфийские метки, их разбивает паралич. А те, кто пытается украсть сокровища фейри, рискуют жизнью.

sidhe

Вероятно, именно эти представления и не позволили Дин Ши мирно сосуществовать с людьми.
В древности Сиды охотно сходились с людьми, и у многих смертных героев были возлюбленные из числа Ши, а смертные женщины уходили жить в Волшебную страну (а позже- в Холмы).

Одна из самых таинственных тем ирландской мифологии — любовь женщин Сидов к смертным мужчинам, которых волшебницы уводят за собой в Ши. Противостоять чарам этих дев не могут даже друиды, так король, отец Кондла, просил друида защитить сына от чар женского образа, зовущего на Равнину Блаженства. Но друид ничего не смог сделать, и молодой наследник навсегда покинул этот мир.

В наше время пути смертных и Сидов разошлись очень далеко, но древняя связь не утрачена до конца: многие старинные семьи Британских островов числят Сидов среди своих предков, а многим из них Ши продолжают покровительствовать по сей день — по древней памяти крови.

sidhe king

Хотя Сиды известны как смелые и искусные воины, но свидетельств об их войнах или поединках с людьми почти нет — дела с сынами Миля они предпочитают решать не силой оружия, а иными способами. Возможно, дело здесь в особом запрете-гейсе, общем для всего народа Фейри, а возможно, правы сказки, и холодное железо, из которого сделано оружие людей, для сидов нестерпимо.

Иногда говорят, что это явление связано с использованием железных орудий труда для вспахивания полей и вырубки леса, то есть со способностью людей участвовать в символическом умерщвлении природы. Следовательно, железо должно было внушать Фейри отвращение. В одной из легенд говорится, что некто, решивший пробраться в королевство Ши, специально подпер железной палкой дверку тайного входа, чтобы та не захлопнулась за ним навсегда. Вот так тому ловкачу из легенды удалось избежать весьма печальной участи.

shi

Мы уже упоминали, что кельтские легенды говорят, что после расселения людей, Фейри не захотели делить с ними проявленный мир и ушли в «Холмы», которые также стали именовать «Сидхами«, «Ши» (ирл. Sídhe, мир). Им было необходимо найти для себя новое пристанище, и их король, Великий бог Дагда, решил выделить каждому из Туатта де Данаан, остающемуся в Ирландии, по сидху. Эти сидхи представляли собой курганы, или искусственные холмы, каждый из которых имел особые врата, ведущие в подземное царство бесконечного наслаждения и невиданной роскоши, что вполне соответствовало примитивным представлениям древних кельтов. До нас дошло описание одного из таких сидхов, который Дагда взял себе и которым обманным путем завладел его собственный сын Энгус.

Каждый фейри с тех пор именуется Фер-Сидхи, «мужчина из холма», или- Бин-Сидхи, то есть «женщина из холма» (банши популярных народных преданий).

sidhe

Эти холмы иначе называются «ноу» и делятся как бы на две части — наружную («Ши», «Сидх») и внутреннюю («Бру» или «тулмен»). Ши представляет собой пещеру, а Бру — залу с потолком, который опирается на колонны.
В Бру обычно проживают сразу несколько семейств фейри, а в тулменах обитают фейри-одиночки. Иногда можно увидеть вход в бру. Чаще всего такое случается в канун того или иного праздника — скажем, на Ламмас-тайд (7 августа). А вот на Холлан-тайд (11 ноября) к холмам лучше вовсе не приближаться: в ночь на 11 ноября фейри путешествуют между холмами по своим дорогам и тропинкам, раскинутым точно паутина.
Вход в Бру можно увидеть и в другое время, для этого нужно в полнолуние обойти вокруг холма девять раз — ни больше ни меньше. И тогда взгляду предстанет то, что происходит внутри. Между прочим, на холмах, о которых известно, что в них обитают фейри, не следует строить жилые дома, церкви или замки, ибо фейри могут перенести эти строения на другое место.
Одни утверждают, что в таком облике людям предстают дворцы Ши, но другие говорят, что холмы — это только врата, своего рода преддверия истинной страны Ши (Волшебной страны).

sidhe

В Ирландии на каждом шагу встречаются места, посвященные Сидам. Названия мест показывают, с какой древности тянутся эти предания. Излюбленные места их обитания — холмы и пригорки. На тех же пригорках когда-то стояли селения или обнесенные частоколами крепости древних ирландцев, и часто их принимают за жилища волшебного народа. Но фейри вовсе не привязаны ко всем этим ратам, дунам и лиссам и часто избирают для себя скалистые взгорья, каменистые лощины или безлюдные рощи. Там их и видят, когда они выходят заняться делами своего поселения. Фейри часто путешествуют с места на место по собственным тропам, невидимым для глаз человека, но горе тому, кто затеет постройку на их тропе и помешает им свободно переезжать, куда вздумается.

farhaven_elf

В фольклоре британских народов довольно часто встречается сюжет, носящий название «чудесных похорон» — похорон Фейри. Между тем в сказках и преданиях повторяется, что фейри не умирают — по крайней мере, от старости (их можно лишь убить или смертельно ранить).

Умирая — точнее, погибая в мире людей, фейри возвращаются в Волшебную Страну, где продолжают жить как ни в чем не бывало (нет никаких сведений о том, что в Волшебной Стране кто-либо когда-либо умирал — наоборот, везде говорится, что смерти в нее путь заказан).
Однако порой они настолько устают от жизни, что начинают мечтать о смерти, которая избавила бы их от тягот бытия. А чтобы умереть, фейри нужно обрести бессмертную душу, подобную человеческой…
Очень не хотелось бы, чтобы таких «чудесных похорон» становилось больше…

elf

8 комментариев на «“Сиды — Фейри-Полубоги”»

  1. А зачем добрые Дин Ши охотятся на оленей? Известно ли, как звучит общий для фейри гейс? И,если правда,что гейсы используются,как противовес,то о каком противовесе речь в данном случае?

    • Верятнее всего, люди воспринимали как «охоту» какое-то другое, им непонятное, занятие Фейри.
      Что касается гейса Фейри, то считают, что он заключается именно в запрете прикосновения к железу, марсинскому, мужскому, металлу, поскольку Фейри несут в себе изрядную долю энергии своей Матери

  2. мне тоже интересно узнать про гейсы, насколько я понимаю их дают в нагрузку к определенному дару … и нарушение гейса ведет к своего рода «обратному удару» по получателю дара. Такая себе палка о двух концах, каждый из которых довольно увесистый … Так ли это ? И если нет, то зачем эта практика понадобилась ?

    • Гейсы — это ритуальные предписания, которые могут быть индивидуальными для каждого человека или общими для групп людей. Эти предписания, конкретный смысл которых не всегда очевиден, связаны с особенностями индивидуальных вихрей и их взаимодействий. Гейсы могут быть неблагоприятные и благоприятные, т.е. одни говорят о том, что король не должен делать, а вторые о том, что король должен сделать (предписания).
      Главной задачей гейсов является сохранение энергий их реципиента от смешения с другими энергиями, то есть для сохранения индивидуальности, самости

  3. По поводу охоты… Находясь по сути в Межмирье, фейри в большой степени отрезаны от потока Силы, возможно Олень, который в литературных источниках обычно описывается как прекрасный и волшебный, и преследование его — это способ подпитаться в проявленном мире? В оставшихся легендах эта Охота — процесс без конкретного результата, т.е. поимки или убийства животного.

  4. с этой точки зрения дающих гейсы должен «видеть» эти самые возможности смешения энергий … очевидно, что это не самая простая задача. И здесь понятно почему их давали боги и друиды. Однако в легендах часто их дают и другие менее возвашенные персонажи, и может быть это и приводит затем к конфликтам гейсов. А еще тут видится паралель с Ахилесом, который был неуязвим пока не нарушился гейс (не оставлять пятку без защиты) … нарушение гейса закладывается в мифе одновременно с его наложением, иначе обладатель гейса становится неуравновешенно силен, что ведет к дисбалансу мифа.

  5. Угум. Селянин из 15го века увидел действия члена «Гринпис» из двадцатого… Да и мы сами: давно ли ловили ящериц и птиц, а затем отпускали их? Этот народ всегда интересовало индивидуальное начало, поэтому «охота» это и есть охота, лишь предметом её становилась Сила, — как в случае с пейотом.

  6. то есть, автор не хочет, чтобы фейри обрели бессмертную душу? в этом есть непревзойденное преимущество у таких «пресловутых» народов, как люди. и стоило бы задуматься, «а почему?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *