Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Змей на Кресте

Символом гностического Пути – по Срединному столпу Древа жизни к Великой Пропасти – описывает так называемый «Тау-Крест», или Гностический стаурос, также известный как «Крест Святого Антония». Такой знак также известен как Crux commissa («Крест помогающий), и является одним из четырех основных типов христианских иконографических изображений креста.

Этот символ известен с давних времен, и, по-видимому, именно о нем говорит Библия в повествовании о Медном змии (др.-евр. ‏נחושתן или נחש הנחושת‏‎, Нехуштан):

«Сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» (Чис. 21:4—9).

Поскольку в Талмуде змей символизирует такие пороки, как клевета и злословие (Бытие 3:4-5), Мидраш видит в наказании огненными змеями воздаяние за грехи злого языка (Числа 21:5):

«Бог сказал: «Пусть змей, который первым согрешил злым языком, накажет тех, кто совершил тот же грех и не принял во внимание пример змея.»

Соответственно, Тау-крест можно рассматривать как символ правды и очищения речи, а также – защиты от лжи и клеветы.

По преданиям, именно Тау-крест наносился израильтянами на дверные косяки в ночь перед Исходом из Египта, чтобы защитить свои дома от Ангела Смерти. При этом, поскольку тау можно рассматривать как часть символа жизни — Анкх, Тау-крест перенял на себя функции древнего животворящего символа.

В Новом Завете Иисус Христос сравнивает свое распятие с вознесением медного змея:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:13-15).

Таким образом, с ветхозаветных времен Тау-крест выполнял роль, с одной стороны, защитного знака, а с другой – служил опорой и символическим выражением Пути мудрости.

Название «Тау-крест» обязано схожести символа с формой греческой буквы тау, которая в верхнем регистре идентична латинской букве Т. Известны аналогичные буквы и в других алфавитах:

  • Финикийский: крест, отметка, знак.
  • Протоханаанский: крест.
  • Протосинайский: отметка, знак.

Во всех алфавитах буква Тау  означает жизнь, ключ верховной власти и нисхождение духа в материю, а в каббалистической трактовке Тау имеет значение «небо».

По преданиям, Тау-крест наносился на лоб участников мистерий Митры.  У друидов Тау-крест также имел значительное значение. Такой крест, сделанный из дубовых ветвей или бревен, символизировал друидического Бога деревьев.

И по сей день символ он используется как эмблема францисканского ордена. Святой Франциск Ассизский любил и почитал Тау, «поскольку оно символизирует крест и обозначает истинное покаяние«. Начиная любую деятельность, он крестился этим знаком, отдавая предпочтение ему перед любым другим знаком, и рисовал его на стенах комнат. В своих разговорах и проповедях он часто рекомендовал его и рисовал его в качестве подписи во всех своих письмах и произведениях, «словно все его заботы сводились к тому, чтобы выгравировать знак Тау, в соответствии с пророческим изречением, на лбах людей, которые стонут и плачут, истинно обращенные к Христу Иисусу«.

Тау-крест также использовал в качестве эмблемы медицинский орден Святого Антония с XI века. Члены этого ордена носили черные одежды, украшенные синим Тау-крестом. Эта одежда стала ассоциироваться с их святым покровителем Антонием Великим, который, соответственно, изображался с крестом в форме Тау на своем плаще. Считается, что Тау-крест представляет стилизованное изображение посоха этого святого, увенчанного горизонтальной перекладиной, на которую он опирался на старости. По преданиям, он также использовал его, чтобы отгонять демонов, в том числе – и причиняющих болезни.

У языческих германцев и кельтов символ, аналогичный Тау-кресту часто использовался как альтернативное изображение Молота или Топора Тора, Тараниса и других богов-громовников.

Различные тюркоязычные народы, потомки кочевых племен, также широко использовали подобный символ как знак Неба и божественного присутствия. Его носили как амулет, а также устанавливали как священный объект поклонения. Т-символ и в настоящее время является важным элементом традиционной религии черкесов, символизирующим единство веры и божественное присутствие.

Таким образом, исторически символическое поле Тау-креста сводится к двум группам значений:

  • защиты и исцеления;
  • связи с небесными творческими и оплодотворяющими силами.

В этом ключе данный знак ближе к символизму Мьелльнира, чем христианского креста.

Однако герметическое использование Тау-креста дополняет его символическое поле понятием «прохода к Небу», он рассматривается не только как символ «схождения» божественных сил в мир, но и как знак восхождения души на небо, «возвращения» духа в свою Обитель, а также – в контексте Великого Аркана – как напоминание Присутствия божественного в сотворенном. В таком символическом значении Герметический стаурос часто изображается внутри шестиконечной звезды, выступая символом Пути Освобождения.

Змей, обвивающий Тау, это одновременно символ мудрости и восхождения низшего – к высшему, знак сокровенного Пути Гнозиса. Соответственно, Crux commissa – это еще и символ «исцеления» от неведения и ограниченности материального мира, а также – соединения Высшего, небесного Духа с его земными «искрами».  

Независимо от уровня толкования символа, Тау-крест, несомненно, является эффективным опорным сиклем, несущим не «круговую», солнечную, энергию, как многие другие Кресты, но – «вертикальный поток» — Меркаву, и таким образом может, наряду с «житейскими» функциями, с успехом использоваться с инициатическими целями.

3 комментария на «“Змей на Кресте”»

  1. Получается , что эти символы: тау-крест, глаз дракона, роза креста, распятие, великий аркан. Это всё внешние проявления (продукты описания) одного явления?

    • Ну, строго говоря, любой символ имеет много уровней описания, как и любой объект имеет много уровней существования. Однако вопрос в том, какой из этих уроней больше акцентирован, больше выражен — это и делает важным многообразие и объектов, и символов. Даже тогда, когда они выражают близкие идеи или схожие потоки энергий, они воплощают их с разных ракурсов, а потому могут быть полезны в разных ситуациях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *