Миры бытия и сознания
Несмотря на то, что Традиционное мировоззрение всегда настаивало на «равноправии», но не тождественности «двух космосов» — «объектного» и «субъектного», людям редко удается найти баланс между «макрокосмическим» и «психокосмическим» мировоззрениями: для одних мир – это объективная «физическая реальность», а сознание – лишь ее эпифеномен, для других, напротив – психокосмос с его «архетипами», «моделями» и «комплексами» видится источником и причиной «иллюзорного» внешнего мира.
В то же время, гармоничное развития сознания, опирающегося на свои проводники и реализующегося во взаимодействии с объектами своего внимания, требует именно равновесного взгляда, сбалансированного отношения к «объектной» и «субъектной» граням реальности.
Действительно, с одной стороны, состояние сознания, уровень его развития, определяет «внешний» мир, в котором происходит его проявление, а с другой – в любом из «физических миров» можно наблюдать проявления сознания разных уровней. К примеру, с одной стороны, Миры богов – это особые «срезы» объектных вселенных, отдельные и вполне объективные для своих обитателей реальности, населённые существами соответствующего эволюционного уровня, а с другой – вообще в любом из миров можно найти своих «богов» — существ, характеризующихся соответствующим уровнем и состоянием сознания. Так, нетрудно увидеть, что в нашем, человеческом, мире, присутствуют свои «обитатели адов» — беднейшие и несчастнейшие группы, есть свои «голодные духи» — люди, одержимые стяжательством и не способные «насытиться», есть «человеческие животные», живущие лишь инстинктами, есть собственно «люди», живущие простыми желаниями и не видящие другой жизни, кроме беспросветного цикла работа-дом, есть свои «асуры», занятые «конкуренцией», «акулы бизнеса», мечтающие прорваться на «вершины», и рвущие когти ради «карьеры», есть и свои «боги», у которых от рождения жизнь полна изобилия. И понятно, что как сама реальности, так и законы ее функционирования, весьма различны для обитателя трущоб Найроби и жителя наследственного замка в Швейцарии. Точно так же, нетрудно найти людей с «человеческим», «животным», «растительным» и даже «минеральным» уровнем сознания. Можно даже говорить о людях с природой «ванов», «альвов», «асов» или «цвергов». В то же время, это никак не отменяет и самостоятельной реальности соответствующих сфер, вселенных, миров возмездия или возвышенных пространств. И понятно, что «боги» королевских семей Европы и боги Асгарда или Олимпа – это совершенно разные по своему уровню существа, хотя и находящиеся на одной оси аналогий.
В каждой из вселенных можно найти существ с различными уровнями сознания, то есть – живущих в собственных «срезах», подпространствах этой реальности: и среди богов есть свои «адские существа» и свои «животные».
Какую бы систему или классификацию миров мы бы ни взяли, мы сможем, вероятно, найти как соответствующие пространства в объектной реальности, так и – соответствующие уровни сознания в любом из рассматриваемых миров. Недаром, к примеру, уровни развития сознания в одной из восточных классификаций именуются «землями», «бхуми», что отражает такую двойственность: с одной стороны, каждая «бхуми» — это действительно особая сфера реальности, а с другой – характерное состояние сознания.
При этом совершенно не факт, что существо, обитающее на уровне животных в мире богов, в последующем найдет воплощение как «бог мира богов» или как «животное мира животных»: соответствующие «подградации» позволяют обеспечить широчайший спектр условий существования, и проявить потребности, стоящие перед каждым потоком сознания, в наиболее полной мере.
Когда мы говорим, что «в будущем воплощении» существу предстоит родиться «в аду», это может означать и то, что оно родится где-нибудь в Сомали, и то, что оно примет жизнь в мире Авичи. Все зависит от созданных в сознании импульсов, влечений и тяготений, и иногда рождение «богом» в шеоле более благоприятно, чем рождение «адским существом» в девалоке.
Для верного понимания процесса собственного развития важно видеть, что как сама личность, так и условия ее жизни – это продукт и результат того, какова диспозиция в потоке сознания, какие в нем созданы причины и активированы стремления. Соответственно, наблюдая за этими стремлениями и импульсами, мы можем определить, в сторону какого из «миров» движется наш поток сознания, и, пока еще не поздно – при необходимости откорректировать это движение.
Добавить комментарий