Блог Энмеркара

Другая Магия

Пишите мне

Яд Бога: два Самаэля

Хотя разрушение и является такой же неотъемлемой и необходимой составляющей любого процесса, как и созидание, понятно, что с точки зрения системы, на которую эти силы действуют, они воспринимаются совершенно по-разному. При этом неоднозначность понимания неизбежности и проявлений разрушительных сил всегда сопровождалась и особенностями в их описаниях. Каббалистическая традиция описывает принцип разрушения «в двух ипостасях» как «благое»  и «темное» разрушение.

Колонна Суровости в Древе жизни опирается на защитные силы Архангела Рафаила и  коренится в силах Преодоления Архангела Самуила (в синодальной транслитерации – Чамуила). Две средние сефиры этой колонны – Гебура и Ход – «Строгость» и «Слава» — определяют два «сечения» императивного утверждения проявленного бытия – через «внешнее» отсечение препятствий (Гебура) и через «силы самоочищения» (Ход).

При этом два духа, относящиеся к этим сферам, имеют одинаковое имя, хотя один относится к «эволютивным», а другой – к «инволютивным» силам.

Имя «Самаэль», סמאל‎ — «Яд бога», традиционно применяется как к Архангелу сефиры Гебура, управителю марсианских сил, так и к демону (или демонам) Шааримот, Темных врат клипы, противостоящей сефире Ход.

Такая двойственность часто порождает путаницу в ритуальной деятельности магов. Тем не менее, понятно, что, поскольку «имя есть сущность», две силы, именованные одинаково, могут рассматриваться либо как проявления одного принципа, либо – как  две разные силы, проявляющие себя сходным образом. В зависимости от такого понимания, характер взаимодействия с такими силами оказывается совершенно различным.

Архангел сефиры Гебура именуется тремя именами: Самаэль, Кемаэль (קמאל «Видящий Бога») и Барахиэль (בארכאל «Молния Бога»; это имя «Книга Еноха» упоминает среди имен предводителей Григори), и все эти имена указывают на исходящую от Бога разрушительную активность. Именно эта сила, «Ангел Смерти», субъективно воспринимается как «негативный» аспект Силы, ее разрушающая, гневная ипостась. Неудивительно, что в человеческом сознании  «Ангел смерти» воспринимается совместно с Вратами смерти, Шааримот, а потому субъективно две эти силы и описываются сходным образом.

Субъективно Самаэль — это Сила, лишенная сострадания (именно в этом смысл Гебуры), а значит — сила возмездия, абсолютного воздаяния, лишенного даже следов милосердия.

Однако «Яд Бога», относящийся к сфере Гебура, и находящийся «за» Вратами Смерти – это, все-таки, разные проявления Силы разрушения. Для того, чтобы указать на эту разницу, Традиция добавляет к имени «нижнего» Самаэля эпитет «Черный», Шахор (שחור).

Разрушение «Верхнего Самаэля» сопровождается «видением Бога», то есть – оно закономерно служит эволюции, хотя и может восприниматься как негативное или даже враждебное. Неудивительно, что Священное Предание Иудаизма называет Самаэля Ангелом-хранителем Эдемского сада, защищающий изначальное совершенство от несовершенных проявлений человека. В этом смысле Самаэль является типичным «гневным» божественным разрушителем, силой, хорошо известной во всех мифологиях, защищающей бесконечное от «загрязнений» ограниченностью.

Разрушение же, исходящее от Черного Самаэля – это «разрушение ради разрушения», его эпитет – Мальхира (Царь зла) – говорит о его деструктивном влиянии. Если «Белый» Самаэль хранит Эдем (с Огненным Мечом), то «Черный» — «искушает» людей (по преданию, именно он явился Еве в образе Змея), и таким образом также «очищает Рай» от людей, способствуя их изгнанию. Понятно, что обе силы выполняют одну и ту же работу, но делают это совершенно разными способами.

Согласно гностической Традиции, Самаэль (в этом ключе имя трактуется как «слепой Бог») – это одно из имен демиурга, Бога-ремесленника, создающего проявленный мир, разрушающего первичную полноту и таким образом порождающего страдание ограниченности. Понятно, что с этой точки зрения такая сила также амбивалентна: с одной стороны, она поддерживает само проявленное существование, но с другой – является разрушителем Божественной полноты. А значит, снова возникает необходимость в «двойном понимании» «Яда Бога».

Еще одним важным аспектом понимания разрушительных сил является их «противостояние» с одной стороны, силам созидания, а с другой – силам объединения. В этом смысле понятно, что оба Самаэля в определенном смысле противостоят гармонизирующей силе Тиферет – Михаилу, хотя характер этого противостояния и разный: если «Белый» Самаэль не дает Михаилу ввести людей в Эдем раньше времени, то «Черный» — пытается увлечь в «падение» самого Михаила. Еще одной особенностью сил разрушения является их взаимодействие с силами объединения, и, снова-таки, это взаимодействие двояко – Самаэль «искушает» Еву, то есть, он как бы «очищает» Эдем от людей (подобно тому, как Рафаил «очищает» самих людей от зла), и Самаэль описывается как «муж Лилит», «Матери Зла», выступая как «экспансивный» аспект Люцифера, то есть – способствует «разделению», как необходимому условию обладания.

Таким образом, понимание природы разрушительных сил, их задач и проявлений  порождает различные их мифологические описания, и для мага очень важно не путать как разные проявления одной силы, так и схожие проявления разных сил.  В данном случае разрушающей активностью обладают совершенно разные по своей природе потоки, и различать эти потоки по их источнику необходимо не только с целью верного понимания, но и для установления верного способа взаимодействия: силы Кемаэля благи по своей природе, хотя и гневны, и разрушительны, и, порой, весьма травматичны. Проявления же Черного Самаэля – исключительно деструктивны, и не имеют «положительного» исхода. Понимать, с «какого рода разрушением» имеет дело маг – означает либо принять это разрушение как необходимое (а возможно, и поспособствовать ему), либо – противостоять ему. Для того, чтобы не ошибиться в этом определении, магу необходимо учиться отслеживать источники сил, классифицировать их потоки, а не только наблюдать за конечными эффектами. Умение «смотреть в корень» — это не просто философская категория, это – совершенно необходимый практический навык на пути развития сознания.

12 комментариев на «“Яд Бога: два Самаэля”»

  1. Может, это слишком примитивное суждение, но я это представляю так. Светлый Самаэль — это тот, кто разрубает своим мечом телевизор, который ты смотришь вместо того, чтобы практиковать. А Черный Самаэль — это тот, кто отбирает те деньги, которые ты отложил, например, на покупку полезной книги по Каббале.

    • Черный Самаэль — это тот, кто искушает — на те деньги, которые ты отложил, например, на покупку полезной книги по Каббале — купить новый телевизор.

  2. А как можно перенести всё сказанное на северный миф? Силы то одни а мифы разные прошу прощения за глупый вопрос. С уважением Андрей!!!

    • Хотя задачей Северного Мифа (по крайней мере, в той форме, в которой он дошел до нас) и не было описание именно процессов эволюции сознания и индукции силы, тем не менее, конечно, как и любой Миф, он имеет много плоскостей трактовки, в том числе — и психокосмическую. С этой точки зрения можно приблизительно сопоставить «разрушение ради созидания» с Локи, а разрушение ради разрушения — например, с Суртом.

  3. Если проводить параллели с иудейской традицией, откуда автор и заимствует ряд концепций, относящихся к области т.н. «тайной Торы» — Каббалы, то «разрушение как благо» может характеризоваться термином רע («ра»). Собственно, «йецер hа-ра», «злое начало» — это другое имя этого ангела (его настоящее имя принято сокращать двумя буквами «самех» и «мэм»- ס-מ, так как целиком писать нежелательно), и именно сотворение злого начала в шестой день описано в Торе словосочетанием «טוב מאוד», «тов меод» («Бог оглядел все, что Он создал,—оно [было] очень хорошо»). Казалось бы, звучит абсурдно — с одной стороны, «злое начало», а с другой — «очень хорошо». Но автор неплохо сумел объяснить, почему так (хотя в традиции объяснено не хуже=)), и, к тому же, подразумевается, что в «плохом» все же содержатся некие зерна добра, искры света, и нужно совершать работу по их извлечению, чтобы исправить мир.
    Второму потоку соответствует термин לא טוב («ло тов»), «нехорошо», и отсюда видно, что в «нехорошем» нет этих искр и нет ничего ценного, что требовало бы возвышения и влекло бы положительный исход, ибо это — пустота и безвидность миров клипот, лишенных света. См. мидраш: «Один раз восхваляли на Небесах добросердечие, обычное для рабби Элиэзера. Решили испытать его. Сказали: «Кто пойдет испытать его?» Сказал Самех-Мэм: «Я пойду». Сказал пророк Элияѓу, доброй памяти: «Нехорошо, что ты пойдешь, [я и] только я пойду».

  4. Очень интересно, спасибо,а про архангела Самуила отправьте пожалуйста статью

  5. Здравствуйте Мастер! Мучают два вопроса. Хотя наверное я уже знаю ответы. Было совершено действие противозаконное в нестабильном мире, но я защищал наш мир, и сейчас меня пытаются спросить.И второе, мне постоянно кажется, что я одержим демоном гордости или как его там. Возможно вы знаете, чем я могу защитить себя и тех, кого вижу.

    • Здравствуйте!
      «Демон гордости» — это может быть дестрактор тщеславия, то есть — зависимости от внешних оценок (иерархия Загана), или — искажение самолюбование, дестрактор отдельности и противопоставления (иерархия Паймона). Соответственно, отличаются и пути противостояния.
      Что же до «вынужденного противозаконного действия», то оно может быть уравновешено «заслугой», энергией диньитас, если его двигателем было сострадание.
      Соответственно, «защита» может состоять в том, что тот/те, для кого такое действие принесло благо, ясно и четко это признают, выделяя таким образом энергию диньитас.

  6. Даёт он много, и пора от него отказаться, но вопрос, что потом от меня останется. Один большой шрам?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *