Честь мага

Опубликовано Понедельник, 21 Декабрь, 2009, автор Энмеркар

Среди понятий, почти вышедших из употребления в настоящее время, но очень важных на Пути мага, особое место принадлежит понятию чести.

В языческом мире понятие чести было одним из важнейших, потерять честь было хуже, чем потерять жизнь.

Само слово образовано от древнеславянского чьсти, чьту — «почитать, читать, считать», родственного лит. skaitýti — «читать», др. -инд. citti- — «мысль». Та же основа выступает в словах читать, чтить, считать, чёт (четное число). Идея заключалась в том, что имущество честного человека можно было сосчитать.

В древнерусской литературе слово «честь» имело три значения – во-первых, оно означало достоинство человека, его высокий социальный статус, во-вторых – оно выступало синонимом «славы», особенно воинской, и, в третьих, означало особую моральную чистоту, святость. И наоборот, «бесчестие» означало отсутствие почёта, позор, причём подразумевалось не только человеческое неуважение, но и впадение в «грех», т. е. «нечестивость». В большинстве случаев словом «честь» переводится греческое τιμή. Иногда слово «честь» используется и для перевода других греческих слов: например, ευφημία («радость»), δόσις («пожалование»), γερας («награда»). В Греции честь считалась самым великим качеством для героя; греки понимали честь как «чествование», соответствующее заслугам и положению, то есть подобающее, уважительное отношение. Честь — самое сокровенное и ранимое место героя, решающая причина потрясений в мире героев. Например, сюжетной основой «Илиады» является ссора между Ахиллесом и Агамемноном, которая возникла из-за того, что Агамемнон обесчестил у Ахиллеса пленницу, полученную тем в качестве награды после успешного боя; Гектор во имя воинской чести должен перешагнуть через любовь к жене и малолетнему сыну, жалость к престарелому отцу. В древнем Риме понятие чести («existimatio») смешивалось с идеей гражданского полноправия; честь принадлежала человеку лишь постольку, поскольку он пользовался правами гражданства; не бывшие римскими гражданами не пользовались и честью.

Во всех представлениях о чести ключевым моментом этого понятия является соответствие героя определённым стандартам, требованиям, к нему предъявляемым. «Иметь честь» — означает в максимальной степени соответствовать определённым идеалам.

Для мага представление о чести смыкается с идеей Правил его игры. Иными словами, честь мага напрямую зависит от того, насколько неукоснительно он выполняет эти правила. И на эту неукоснительность следования нисколько не влияет отчётливое представление об относительности самих правил. Понимая иллюзорность игры и произвольность правил, маг, тем не менее, относится к ним совершенно серьезно, и именно такая серьезность – то есть – именно честь мага – делает его наиболее эффективным.

Фактически, честь в этом ключе означает последовательность поведения – выполнение принятых обязательств (то есть, их учет – опять однокоренное слово), даже в том случае, если по ходу показалось, что можно от них отступить. (В то же время, важно понимать, что каждые правила игры действительны лишь в определённых условиях, и с изменением этих условий меняются и правила, а значит – меняется и последовательность их выполнения.)

Такая последовательность означает максимальную собранность – а значит, целостность порыва мага, и в этом ключе понятие чести смыкается с представлением о безупречности.

Итак, честь мага – это его самотождественность, это принятие им ответственности за его решения и выполнение принятых обязательств. Такое состояние, во-первых, является проявлением воли мага, а, во-вторых, свидетельством и поддержкой его целостности. Оба эти фактора важны для повышения эффективности Пути мага, для его борьбы за независимость и подлинность своего бытия.


Комментарии:

7 комментариев к записи Честь мага

  1. Mark:

    В нынешние нескучные времена о слове честь практически забыли. И во многочисленных современных источниках, освещающих разные аспекты магии, честь почему-то не в чести... В этой статье очень верно проведены параллели между честью безупречностью и эффективностью.

    Enmerkar — буду приводить Вас в пример как Титана просветительской деятельности:)

  2. Rita:

    Здравствуйте, Эн! Как Вы считаете, почему сейчас слово, да и само понятие «честь» стало почти анахронизмом? Вроде бы многие интересуются эзотерикой, множество школ (настоящих),но в социуме такого понятия нет. Или эгрегор магов с социальным не пересекается?

  3. alyona:

    ну почему же нет этого понятия, не модно говорить о чести — это да, но большинство, как и раньше, тестируют свои поступки на предмет — честно или бесчестно.

  4. Ярослав:

    По мне, так это понятие уже очень давно превратилось в «нишевое». Я думаю, что не последнюю роль сыграли в этом монотеистические религии, т.к. честь можно выразить как меру отвественности за свои действия. Монотеистический же культ создаёт свои искусственные правила, в которых для самостоятельного поведения почти нет места. На сегодняшний день почти то же наблюдается и в светской жизни.

  5. Andrey:

    вполне логично,что если общество не предъявляет требований к честности своих членов, то и граждане не будут свою честность выпячивать, а честных людей не стало меньше или больше ... быть честным в абсолюте — значить быть святым, а людям свойственно заблуждаться. Такая общественная честность, своего рода статус признания, она Магу как антисоциальному элементу в принципе ни к чему, а вот честность с самим собой, как внутренний компас необходима.

    кстати в монотеистических религиях был и есть спрос на достоинство и честность перед Богом, другое дело что сейчас эти религии не в фаворе ... и те искусственные механизмы снятия ответственности в виде искупления, исповеди, раскаяния, они необходимы, что бы люди могли совершать поступки, а не оцепенеть в страхе совершить ошибку. Своего рода духовная гигиена, вступил в г... отряхнулся и пошел дальше 🙂

    • Честь и честность — это не совсем одно и то же, да и честь не исчерпывается социальным элементом.

      Кроме того, «искупление» — не путь восстановления чести, а путь возобновления определённого статуса — переход из статуса «преступника» в статус «правильного», и для того, чтобы при этом восстановить и честь, нужна еще большая внутренняя работа.

  6. Andrey:

    согласен это совершенно не одно и то же ...

    честь это приобретенное качество субъекта, тогда как честность это качество отношения субъекта к чему либо.

    честь должна быть востребована, либо внешне, либо внутренне, иначе она как качество не имеет смысла.

    честность же во многом сходна с искренностью/истинностью, т.е. отношения не выстроенные с честностью, или действия не произведенные с честностью являются фальшивы/ложны,или можно сказать порождают внутренние конфликты.

    Иметь или не иметь честь дело личного выбора, а вот сознательно поступать «не честно» чревато глубокими внутренними конфликтами, это все равно что постоянно делать все наперекор внутреннему вектору.

    Из всего этого мне кажется, что честность наиболее подходит к Пути мага, т.к. она позволяет оставаться в гармонии со своим составом и соответственно действовать эффективно, в то же время честь может послужить как бонусом (слава, почет) облегчающей продвижение, так и обузой (честь можно задеть, ее можно замарать) которая его замедляет, и ко всему честь это качество приобретенное, а значить в конечном итоге лишнее ...

Оставить отзыв к записи alyona


Рейтинг@Mail.ru